Top.Mail.Ru

Счастье как по нотам

21.10.2016

В музыке, несомненно, присутствует глубокая духовность. Когда язык стремится к трансцендентному, а душа норовит подняться к небесам, песня слагается сама собой. Ведь и священные тексты в синагоге не просто читают, а скорее поют на различные мотивы. Сразу несколько песен сыграли ключевую роль в еврейской истории. Это и песня израильтян у Красного моря при Исходе из Египта, и песнь-завещание Моисея, и песни пророков и пророчиц, не говоря уже о царе Давиде, прозванном песнопевцем, и великой «Песни песней», о которой рабби Акива сказал: «Все песни святы, но она – святее всех»

Многие библейские тексты демонстрируют такую мелодичность, что она способна излечить душу. Когда царь Шауль пребывал в унынии, а юный Давид играл ему на арфе, то, как сказано в книге пророка Шмуэля, «дух царя возносился». Сам Давид в этой книге назван «сладкоголосым певцом Израиля». Пророк Элиша призывал к себе арфиста, чтобы тот играл, и его пророческий дар на эту музыку опирался. А служение в Иерусалимском Храме было невозможно без песен и гимнов левитов. Да и сейчас евреи во время молитвы пропевают тексты, а не читают, как и учат Талмуд на определенный мотив, а не просто зубрят текст. Существуют свои мелодии практически для всех молитв: утренних и вечерних, будничных и праздничных – и не по одной на каждую. Музыка обладает невероятной силой, способной вызывать бурю.

Психолог Оливер Сакс в своей книге «Музыкофилия» рассказывает трогательную историю о музыковеде Клайве Виринге, который в результате заболевания герпетическим энцефалитом лишился памяти и получил так называемую ретроградную амнезию, при которой человек не помнит ничего, что произошло более 20 секунд назад. Несмотря на это Виринг сохранил способность играть на музыкальных инструментах. Он с прежним мастерством мог петь, играть на органе и дирижировать хором. Что же такое особенное есть в музыке, что позволило Вирингу преодолеть амнезию и сохранить свои профессиональные навыки? Автор книги полагает, что мы, зная мелодию, автоматически вспоминаем каждую следующую ноту, и в то же время каждая отдельная нота помогает нам не забыть мелодию в целом. Как сказал австрийский музыковед Виктор Цукеркандль: «Музыка – одна из форм чувственной преемственности, которая позволяет преодолевать провалы в нашем постижении времени».

Вера в большей степени походит на музыку, чем на науку. Наука анализирует, музыка же – интегрирует. И подобно тому, как музыка соединяет одну ноту с другой, вера соединяет эпизод с эпизодом, жизнь с жизнью, эпоху с эпохой в вечную мелодию, которая преодолевает время. Пифагор называл это «музыкой сфер», мистики – «музыкой Вселенной».

Можно сказать, что еврейская история записана в её песнях. Однажды я присутствовал на уроке, где учитель пытался объяснить детям разницу между материальной и интеллектуальной собственностью. Сначала он заставил детей построить модель Иерусалима из папье-маше. Затем вставил в магнитофон аудиокассету с записью песни об Иерусалиме и воспроизвел ее. А после этого уничтожил модель из папье-маше и порвал на мелкие клочки магнитофонную ленту. И спросил у класса: «Осталась ли у нас бумажная модель?» Ответ, естественно, был отрицательным. Затем он задал вопрос: «А осталась ли песня?» И весь класс дружно ответил: «Да!»

Праздник Симхат Тора, который начнется через несколько дней, весь насквозь проникнут духом музыки – песнями и мелодичными мотивами, под которые евреи без устали танцуют и веселятся целый день. Мы утрачиваем физические вещи, но есть то, что не отнять. Б-г – самый великий композитор и либреттист. Каждый из нас призван быть голосом в хоре, одним из исполнителей в этом сонме голосов. Вера – это способность расслышать музыку, несмотря на посторонний шум.

Главный раввин Великобритании
лорд Джонатан Сакс

Роберт Берг

{* *}