Top.Mail.Ru

Нашлись самые умные

04.11.2016

<p>Businessman and business sketch</p>

В жизни каждого человека случаются судьбоносные моменты. В моей жизни он произошел во время учебы на раввина в британском Beth Midrash. Там мне выпала честь стать учеником одного из величайших профессоров и раввинов нашего времени – рабби Нахума Рабиновича, возглавлявшего Beth Midrash. Он обладал глубочайшими познаниями как в светских дисциплинах, так и в религиозных вопросах, а кроме того – был примером какой-то невероятной интеллектуальной смелости, что в наши дни само по себе большая редкость.

Это был обычный учебный день. Нахум Рабинович вел урок, посвященный Великому потопу, и цитировал библейскую главу «Ноах», которую иудеи всего мира читают на этой неделе: «И сказал Б-г Ною: “Выйди из ковчега”». А потом рассказал такой мидраш на эту фразу: «Сказал Ной сам себе: “Раз я зашел в ковчег по Его воле, то и выйти могу только по Его”. И услышал его мысли Всевышний, и сказал: “Ты ждешь моего разрешения? Так я даю его тебе”». А дальше в мидраше приведен комментарий на эти строки рабби Йегуды бар Илая: «Будь я там, то разбил бы двери ковчега и выбрался наружу». Из этого Нахум Рабинович вывел следующую идею: если пора восстанавливать мир, то не нужно ждать для этого указа.

В тот момент я осознал, что означает вера – это смелость, попытка стать первым, пойти неизведанным путем и создать нечто новое, взять на себя риск, в том числе и за других. Именно так поступили Авраам и Сара, оставив землю, семью, дом отца. И еврейский народ – уже в дни Исхода из Египта, уйдя в пустыню, в никуда.

Вера – это смелость взять на себя риск, зная, что «даже проходя ущельем во тьме, не убоишься ты». Именно эта вера, эта смелость стали главным еврейским оружием в борьбе с могущественными империями, приходившими поглотить Израиль. Вера помогла евреям сохранить иудаизм под натиском эллинов и римлян, хотя в те дни иудаизм казался незначительной местечковой традицией на фоне богатой древнегреческой культуры и римского права. Вера помогла рабби Йегошуа бен Гамла уже в I веке н.э. основать первую в мире систему всеобщего обязательного образования, которая в конечном счёте и сохраняла еврейский народ на протяжении веков.

Сегодня многие блестящие еврейские умы утратили веру или сознательно от нее отказались, но несмотря на это, древний инстинкт – смелость пойти вперёд и во всём быть первым – сохранился. Как еще иначе можно объяснить столь уникальное явление, когда один из самых малочисленных в мире народов смог породить такое количество ярких, формирующих общественное сознание умов, каждый из которых стал в своей области новатором? В физике это был Эйнштейн, в социологии – Дюркгейм, в антропологии – Леви-Стросс, в современной музыке – Малер и Шенберг, в поэзии – Боб Дилан и Леонард Коэн, а в экономике – целая плеяда новаторов: и Давид Рикардо, и Джон фон Нейман, и Милтон Фридман, и Даниэль Канеман с Амосом Тверским. Еврейские умы стали первыми и в такой сфере, как психиатрия – Зигмунд Фрейд и Виктор Франкл, не говоря уж о Голливуде и американской киноиндустрии, созданных евреями.

Однако судьба новаторов всегда такова, что сначала на них обрушивается шквал критики, презрения, пренебрежения и сопротивления. Новатор должен быть готов к одиночеству и, как минимум, к непониманию, а как максимум – к поношению и клевете. Эйнштейн как-то сказал: «Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы – что я гражданин мира, но если мою теорию опровергнут, французы объявят меня немцем, а немцы – евреем». Чтобы стать новатором, надо какое-то время провести в одиночестве в пустыне – еврейский народ знает это на собственном опыте.

В это верили и основатели сионизма. Они предвидели грядущий крах европейского еврейства, разразившийся в XX веке, так как уже в XIX столетии выдающимся мыслителям было очевидно, что несмотря на идеи освобождения и просвещения, охватившие Европу, несмотря на весь вклад евреев в науку и экономику, европейцы их «своими» не считали. И после позорного дела Дрейфуса это стало очевидным для многих, даже уже и не столь выдающихся умов. Одни сионисты были религиозными, другие – светскими людьми, но все они знали: когда наступает пора восстанавливать разрушенный мир, не нужно ждать специального наказа сверху. Там от нас и так ждут действий.

Это не означает, что мы получаем неограниченные полномочия и можем вершить всё, что захотим – далеко не все новаторские идеи конструктивны. Но Творец, выводя Авраама из Ура Халдейского, сказал: «Ходи предо мной», и сама эта идея – концепт постоянного действия и продвижения – так резко отличает иудаизм от остальных религий. Действие – как способ верить и жить.

Главный раввин Великобритании
лорд Джонатан Сакс

{* *}