Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.11.2016
Звали его, конечно, Авраам, и он считается основателем трех мировых монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама. Авраам – не обычный герой библейского повествования. В отличие от Ноя, он не назван уникальным в своем поколении праведником. Тора не раскрывает никаких историй, связанных с детством Авраама, как это происходит в случае с Моисеем. Нам почти ничего не известно о первых годах его жизни. В первых строках библейской главы Лех Леха, которые иудеи всего мира читают на этой неделе, мы видим, как Всевышний призвал Авраама оставить «землю, родню и дом отца», но мы не видим объяснений, почему выбор пал именно на него. Тем не менее он получил от Творца обещание, которое со временем исполнилось в полной мере: «И станешь ты отцом многих народов».
Сегодня в мире существует 56 стран, где преобладающей религией стал ислам, более 80 государств, жители которых исповедуют христианство, и одно еврейское государство. Авраам действительно стал отцом многих народов. Но кем он был? Почему именно он был выбран на эту почетную роль?
Авраам предстает перед нами в трех образах. С первым мы знакомимся еще детьми, читая историю о том, как он разбил отцовских идолов молотком, вложив его затем в руку самого большого идола. Когда Терах, отец Авраама, увидел разгром, он спросил:
– Кто разбил идолов?
И сын ответил:
– Смотри, самый большой идол держит в руке молоток. Значит, это он разбил остальных.
– Но ведь он сделан из дерева и камня, разве может он что-то сделать? – вполне логично возразил Терах.
На что Авраам ответил:
– Отец, зачем тогда ты поклоняешься идолам?
Мы видим Авраама-бунтаря, борца с предрассудками и идолопоклонством, восстающего против язычества, мира полубогов, демонов, суеверий и колдовства.
Второй образ Авраама еще более загадочен. В мидраше сказано, что по пути в Ханаан он увидел пылающий в огне дворец.
– Неужели этот дворец ничей? – удивился Авраам.
Тут из окна выглянул хозяин и сказал, что дом принадлежит ему. В ответ Авраам спросил:
– Неужели этот мир никому не принадлежит?
И тогда раздался голос с Небес:
– Я – царь и владыка, которому принадлежит этот мир!
Этот текст заслуживает отдельного внимания. Авраам видит перед собой работу природы – элегантный дизайн Вселенной. Увиденное им выглядит как дворец, возведенный людьми. Но дворец охвачен огнем. В чем причина? Его хозяин должен тушить пламя – ведь никто не оставляет свое имущество без охраны и присмотра. Но владелец дворца обращается к Аврааму с просьбой помочь ему в борьбе с огнем.
Так и человек нужен Всевышнему для борьбы с разрушительными инстинктами. Авраам стал борцом с несправедливостью, видевшим, как страдания, которые люди причиняют друг другу, искажают первозданную красоту Вселенной.
Третий образ Авраама нам представляет великий еврейский мудрец Маймонид. Еще малышом Авраам часто размышлял об устройстве мира. Днем и ночью он думал и рассуждал: «Возможно ли, что небесная сфера непрерывно управляет миром, и нет никого, кто бы управлял ею и менял ее положение? Ведь она не может изменять его сама по себе?» Ни учителя, ни наставника у Авраама не было, а родители его продолжали поклоняться идолам.
Но ум Авраама был постоянно занят размышлениями о происходящем, и постепенно он нашел путь и познал единого Всевышнего, сотворившего и управляющего небесными сферами. Это образ Авраама-философа, предвосхитившего учение Аристотеля, использующего метафизические понятия, чтобы доказать существование Б-га.
Три образа Авраама – это три модели еврейского поведения. Первый образ представляет евреев борцами с предрассудками своего времени: революционерами в своих областях во все времена становились евреи – это и Барух Спиноза, и Карл Маркс, и Зигмунд Фрейд. В своей работе, объясняющей такой ярко выраженный интеллектуализм, американский социолог и публицист Торстейн Веблен писал: «Еврей становится возмутителем интеллектуального спокойствия. Странником, блуждающим по интеллектуально ничейной земле в поисках места, лежащего дальше по дороге, за горизонтом».
Второй образ Авраама рассматривает еврейскую самоидентификацию с точки зрения этого вечного стремления к справедливости. Вспомним, что Альберт Эйнштейн упоминал «фанатичную любовь евреев к справедливости как одну из главных черт еврейской традиции, из-за которых я благодарен судьбе, что и сам еврей».
Третий образ Авраама – это образ философа, даже отца всех философов, ищущего гармонии и сбалансированного общества как в духовном мире, так и в материальном.
Все эти три образа объединяет единственный недочет – ни один из них не приведен в библейском тексте, и мы знаем о них из мидрашей и последующих комментариев мудрецов. Но каким тогда Авраам описан в самой Торе? Ответ на этот вопрос и неожиданный, и трогательный: он изображен вечным отцом. Уже сама первая часть его имени, Ав, означает в переводе отец. А самые яркие сцены из его жизни – ожидание рождения сначала Ишмаэля, потом – Ицхака, и наконец, попытка принести последнего в жертву. Во всех этих сценах Авраам прежде всего – отец.
В иудаизме, как ни в одной другой из мировых религий, родительство является самым серьезным испытанием человека. Стивен Хокинг в «Краткой истории времени» писал, что если бы у нас была единая теория поля, своеобразная «теория всего», нам стал бы понятен «замысел». Еврейская традиция гласит иначе. Нам не нужна теоретическая физика для того, чтобы понять истинный замысел этого мира – быть хорошим родителем! Чудо деторождения близко по смыслу к познанию человеком той силы, которая приводит в этот мир новую жизнь.
В книге Йоси Кляйна а-Леви о христианах и мусульманах, живущих в Израиле, есть удивительная история. Одна из монашек, обитающая в монастыре, поделилась с автором своими наблюдениями:
«Я часто смотрю на семьи, приезжающие сюда в выходные – как родители относятся к детям: терпеливо разговаривают с ними, наводят их на умные вопросы. Это пример для всего мира. Сила еврейского народа в том, как родители любят своих детей. И не только матери, но и отцы. У еврейских детей по две мамы».
Лорд Джонатан Сакс