Top.Mail.Ru

Самцы и дети

16.12.2016

Яаков и Эйсав еще до рождения толкались в утробе матери своей Ривки. Казалось, самой судьбой они были обречены на вечное противостояние и соперничество. Да и разительно отличались друг от друга и по характеру, и по поведению. И любили их родители по-разному. «Юноши подросли, и стал Эйсав опытным ловцом, человеком полей, а Яаков – смирным обитателем шатров. Ицхак любил Эйсава, поскольку нравилось добытое им, а Ривка любила Яакова», – гласит библейский текст.

Любовь Ривки именно к Яакову также легко объяснима: еще до рождения близнецов она страдала от сильных болей, которые обессилили ее настолько, что она пошла вопрошать Небеса об их причинах. И получила сокрушительный ответ: «Два племени в утробе твоей, два народа, выйдя из твоего лона, отделятся друг от друга. Один народ будет сильнее другого, старший будет служить младшему». И Ривка больше любила младшего, Яакова.

Гораздо интереснее другое – за что Ицхак любил Эйсава? Ицхак не мог не понимать, что Эйсав отличается диким и безудержным нравом. Что же он разглядел в этом охотнике такого? Ведь сложно представить, чтобы патриарху Ицхаку, получившему от отца громадное духовное и материальное наследство, действительно была нужна добыча Эйсава.

Как полагал великий еврейский мудрец Раши – выдающийся толкователь библейских текстов, Эйсав назван ловцом не только в прямом смысле, но и иносказательно: «ловля была на устах его» – то есть мог завлечь и обмануть всех устами и речами своими. Например, мог спросить у отца, как отделять десятину от соломы, хотя прекрасно знал, что от соломы её не отделяют, однако производил тем самым впечатление на Ицхака. Тот думал, какой же у него праведный и богобоязненный сын, даже с перебором: от соломы уже хотел десятину отделять!

Рабби Яаков Кранц, известный как Маггид из Дубно, объяснил, почему Эйсав с такой лёгкостью обманывал отца, но ни на секунду не смог взвести в заблуждение всё понимающую про него мать. Она сама выросла в доме коварного Лавана и с легкостью могла распознавать ложь и обман, Ицхак же вырос в семье праведных Авраама и Сары и привык доверять ближним. Вспоминается, как британский философ Бертран Рассел сказал однажды про своего коллегу Джорджа Эдварда Мура, отличавшегося кристальной честностью, что тот солгал лишь однажды, когда на вопрос, приходилось ли ему врать, ответил: «Да». Таким образом, Ицхак любил Эйсава просто потому, что не понимал истинной природы сына, считает Раши.

Однако возможен и обратный подход – Ицхак любил Эйсава именно потому, что знал, кем тот на самом деле является. В самом начале XX века к великому Аврааму Ицхаку Куку, ставшему впоследствии первым главным раввином Израиля, обратился с вопросом взволнованный еврей. Он дал своему сыну прекрасное еврейское образование, но тот постепенно отошёл от соблюдения заповедей и религии в целом.
– Как мне относиться к такому сыну?

– Любил ли ты его в те дни, когда он соблюдал традиции? – уточнил первым делом рав Кук.
– Конечно.
– Значит, теперь ты должен любить его еще больше, – заключил раввин.

Иногда любовью мы можем добиться большего, чем упреками. Возможно, Ицхак прекрасно понимал истинную природу старшего сына и именно в силу этого любил его больше. Ведь если в семье растут два ребенка, «нормальный» и «проблемный», то кому из них родители будут уделять больше внимания? Ответ очевиден: проблемному.

Как повлияла на Эйсава любовь отца? Отвечал ли он ему взаимностью? Рабби Шимон бен Гамлиэль считал, что никто не может сравниться с Эйсавом в уважении, с которым этот, казалось бы, злодей относился к родителям. И приводил такой пример: обычно дети надевают самую простую одежду, чтобы выполнить работы по дому, помочь в делах и ведении хозяйства родителям. А лучшую одежду дети надевают, когда идут гулять, встречаться с друзьями. Эйсав же из уважения к родителям надевал свои лучшие одежды, чтобы появиться перед их глазами, принести им горячую еду.

Много позже, когда народ Израиля после Исхода из египетского рабства будет идти в Святую Землю, то Творец, как свидетельствует библейский текст, повелит Моисею: «Вы проходите сейчас у границ ваших братьев, сынов Эйсава, живущих на Сеире. Они вас боятся, но и вы остерегайтесь – не задевайте их. Я не дам вам ни пяди их земли, поскольку гору Сеир Я отдал во владение Эйсаву». А в дальнейшем Моисей заповедует еврейскому народу: «Не гнушайтесь эдомитянами, потомками Эйсава, ведь они – ваши братья».

Эйсав получил награду только за то, что с большим уважением относился к отцу. Хотя он и не продолжил его путь, в отличие от Яакова. Но не каждый сын продолжает путь своего отца. Однако родители должны любить своих детей вне зависимости от того, какой путь те выбрали. Ведь именно такими нас всех любит Б-г.

Лорд Джонатан Сакс

{* *}