Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.03.2017
На метафизическом же уровне Храм отражает процесс Сотворения нашей Вселенной, при том что сам он – построен людьми. В седьмой день, в шаббат, сотворенное и Всевышним, и человеком должно достигать вершины своего развития, и святость места уступает первенство святости времени.
В талмудическом трактате «Шаббат» разбирается вопрос, как поступать человеку, пребывающему вдали от людей и забывшему счет дней? В какой день Робинзону на его необитаемом острове соблюдать шаббат? Рабби Хуна считал, что надо отсчитать шесть дней с того момента, как понял, что верный счет потерян, и в седьмой отмечать шаббат. А рабби Хийя, напротив, утверждал, что в первый же день после потери счета необходимо исполнить заповедь о шаббате, а потом начать отсчет шести дней. Перед нами два совершенно разных подхода: с позиции Б-га, шаббат наступил на седьмой день от начала творения, с точки зрения Адама, появившегося на свет в шестой день Сотворения мира, шаббат наступил практически сразу. Для Всевышнего шаббат был последним днем творения, а для человека – первым.
Всевышнему заранее известен исход любой истории. С людьми все иначе: зачастую мы не можем предугадать последствия происходящего до самого конца. Так выходит, что великий писатель не может предсказать финал романа, пока не закончит работу над ним, а художник не знает, каким в итоге получится у него полотно.
Закон непредвиденных последствий гласит, что реальный итог революции крайне редко соотносится с возлагаемыми на нее надеждами. А законы, направленные вроде бы на помощь неимущим, зачастую приводят их к еще большему разорению. Австрийский философ и лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих Август фон Хайек подарил миру термин «фатальное самомнение» в качестве основной причины провала социальной инженерии как идеи о том, что поведение человека можно предугадать. Этого сделать нельзя. Как шутили мудрецы: «Если в библейском тексте встречается слово “вайехи” (“и случилось”), то всё закончится трагедией». Во всем, что «случается», хороший финал крайне редок.
Шаббат в иудаизме – это как раз не случайный, а закономерный итог, известный еще в самом начале. Это не просто предназначенный для отдыха день, но символ и предвкушение финала человеческой истории и эры окончательного Освобождения. В субботу мы не стремимся к тому, чтобы творить, мы хотим «просто быть».
Ни одна утопическая идея еще никогда не была реализована на практике. Шаббат – это такая попытка реализации идеи о «будущем мире» в мире нынешнем. Этакая «генеральная репетиция» идеального общества, которое пока еще не установилось, но атмосфера его нам по субботам уже знакома.
Храм в этом случае – Вселенная в миниатюре, которую евреи должны были построить, и знали об этом они заранее – еще в пустыне. Храм должен был стать местом, где воцарится четкое взаимодействие всех элементов, как это и происходит с Вселенной. Сегодня это взаимодействие ученые называют «антропным принципом», по которому законы физики и химии действуют установленным образом именно для зарождения и поддержания жизни.Именно поэтому и переносной Храм, и позже Иерусалимский были построены в таком точном соответствии с данными в библейском тексте размерами и параметрами. Храм стал символическим прообразом идеального общества, как суббота стала прообразом будущего мира.
Всевышний в самом начале рассказал о финале, чтобы мы смогли увидеть конечный пункт пути в самом начале долгого странствия. В место предназначения попадают лишь те, кто знают, куда надо идти.
Лорд Джонатан Сакс