Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.08.2017
Иными словами, Моисей будто говорит грядущему поколению: «Вы думали, что 40-летнее странствие в пустыне было настоящим испытанием, а по ту сторону Иордана все невзгоды закончатся? Нет. Именно тогда и начнутся настоящие испытания». Когда все материальные нужды будут удовлетворены – начнется испытание нашего духа. Потому что истинное испытание заключается не в бедности, а в богатстве, и не в рабстве, а в свободе.
Фактически Моисей первым в истории человечества подметил такую закономерность и предрек крах и гибель цивилизаций. Спустя несколько тысячелетий эту идею озвучил и великий исламский мыслитель XIV века Ибн Хальдун, убежденный, что по мере роста величия цивилизации высшие слои ее общества привыкают к роскоши, а народ в целом лишается коллективной солидарности, и вскоре эта страна будет повиноваться врагу, гораздо менее цивилизованному, но более сплоченному и управляемому.
Итальянский философ Джамбаттиста Вико, живший уже в XVIII веке, описал в своих трудах схожую концепцию циклического развития истории: «Сначала они обеспечивают себя необходимым, потом – полезным, затем – стремятся к комфорту, а после – к удовольствиям. Вскоре они соглашаются только на роскошь и, наконец, сходят с ума, бездумно растрачивая все свои капиталы».
Эту же мысль британский философ Бертран Рассел прекрасно отразил в введении к знаменитой «Истории западной философии». По мнению ученого, мир увидел высшие точки развития цивилизации дважды – в Древней Греции и в Италии эпохи Возрождения. Он отмечал, что причины гибели этих цивилизаций заключались именно в тех особенностях, которые сначала привели их на пик могущества: «Традиционные моральные ограничения исчезли, потому что в них видели сплошные предрассудки. Освобождение от пут возбудило в людях творческую энергию, которая привела к редкому расцвету гения, но анархия и предательство, неизбежно следующие за упадком морали, обессилили итальянцев как нацию, и они попали, подобно грекам, под господство наций, куда менее цивилизованных, чем они сами».
Не так давно к схожему выводу пришел и британский историк Ниалл Фергюсон, который в своей книге «Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира» объясняет, что раньше Западу помогали доминировать шесть факторов: конкуренция, научная революция, демократия, современная медицина, общество потребления и трудовая этика, но сейчас, когда Запад постепенно теряет веру в себя и стоит перед лицом опасности со стороны других цивилизаций, драйверы роста станут причиной упадка.
Это именно то, о чем предупреждал Моисей: если вы решите, что свобода и богатство – это исключительно ваши заслуги, то охватившее вас самодовольство станет началом конца любой цивилизации. И вскоре бедные почувствуют себя «за бортом жизни», в обществе появятся неразрешимые социальные противоречия, исчезнет ощущение коллективной ответственности за общее будущее, воцарятся несправедливость, разобщенность и недоверие, подготавливающие окончательный крах. По этой дороге рано или поздно проходили все цивилизации, как бы велики они до этого ни были. А для малочисленного народа Израиля, пребывающего во враждебном окружении, такие процессы каждый раз имели катастрофичные последствия, ставящие его на грань выживания.
Создание общества, способного одержать победу над устоявшимися болезнями и законами роста цивилизаций и их крушения – в общем-то, главная цель последних напутствий Моисея, которыми так изобилует пятая библейская книга «Дварим». И сводятся они к тому, что даже на вершине могущества нельзя отказываться от тех светлых идеалов, ради которых вы вставали на путь развития. Верность этим идеалам обеспечит верховенство закона и справедливое правосудие, сохранение прав и свобод, социальную поддержку нуждающимся и уважение человеческого достоинства всех и каждого. А отказ от идеалов – от веры в будущее, непознаваемое и сверхъестественное – рано или поздно, но абсолютно неизбежно приведет к полному жизненному краху – как каждого отдельного человека, так и общества в целом.
Лорд Джонатан Сакс