Top.Mail.Ru

Гуглить – здоровью вредить!

12.01.2018

В ноябре 2017 года стартовали продажи нового iPhone X. Множество фанатов продукции Apple занимали очередь за несколько дней и оставались у входа в магазин на всю ночь до утра, чтобы стать первыми обладателями нового гаджета. Я тоже люблю свой смартфон – он умнее меня. Однако раньше люди влюблялись в людей, а сегодня они влюбляются в смартфоны.

Американский психолог Джин Твенге написала книгу iGen, в которой объяснила, почему, с её точки зрения, нынешние подростки – не бунтари и не пассионарии, а вполне себе лояльные к властям и толерантные граждане, но при этом – менее счастливые и совершенно не подготовленные к взрослой жизни, в отличие от предыдущих поколений.

Объектом исследования стали люди, рожденные после 1995 года, а сферой – их отношение к смартфонам и социальным сетям. Как показало наблюдение, подростки проводят со смартфонами в руках в среднем 6 часов в сутки. При этом они стали реже встречаться с друзьями. Нынешние времена, которые уже называют эпохой гипериндивидуализма, повлекут, по мнению автора исследования, катастрофичные последствия. И уже повлекли: уровень удовлетворенности жизнью среди подростков падает, а количество нервных расстройств возросло в разы. Сегодня огромное количество подростков страдают от одиночества и растущей тревожности.

Другой важный симптом – язык. Главным выражением 2017 года, по версии Collins English Dictionary, стали слова fake news – липовые новости. А главным выражением 2016-го, по версии Oxford English Dictionary, были слова post-truth, что в переводе означает «постправда». Ежедневно на нас обрушивается лавина псевдосенсационных новостей и навязанных идей, призванных манипулировать общественным мнением. Объективные обстоятельства уже не влияют на формирование общественного мнения, царят эмоции и убеждения. Такая «постправда» не менее опасна, чем любая ложь. А там, где нет правды, не будет доверия и здорового общества.

Полагаясь на смартфоны, социальные сети и поисковые алгоритмы, мы окружаем себя информацией, казалось бы, на любой вкус. Но в реальности мы устанавливаем «фильтры», через которые пропускаем только то, что хотим видеть и слышать. Мы принимаем только ту информацию и только под тем углом зрения, который совпадает с нашим собственным. Мы используем это невероятное богатство информации только затем, чтобы поддерживать наши предрассудки. И общество всё активнее разделяется на группы единомышленников, а исследования уже доказали – окружающий себя только единомышленниками рано или поздно перейдёт к агрессии против «других».

Тревожный симптом этого нового экстремизма – набирающее обороты отрицание свободы слова в высших учебных заведениях. Делается это якобы из соображений безопасности, толерантности и политкорректности – чтобы не оскорбить, пусть и ненамеренно, читателей и собеседников. Но это фактически новый тоталитаризм, наступление которого с ужасом предвещал еще XIX веке британский экономист и политик Джон Стюарт Милль, повествуя о «развращении общества пропагандой мнений».

Раньше общество черпало этические нормы из религии. Она кардинальным образом влияла на общественную атмосферу, апеллируя к нравственным законам. Она укрепила устои семьи и общества и старалась поддерживать добродетельное созидание, хотя нельзя отрицать, что часть религиозных традиций носили довольно жесткий и лицемерный характер.

Вот уже полвека мы все участвуем в новом эксперименте – создании общества, не имеющего единого нравственного кода и функционирующего на основе «экспрессивного индивидуализма». Люди живут сейчас по принципу: «Делай всё, что хочется, главное – не попадайся!» Но государства со своими законами, в ловушки которых можно с такой лёгкостью угодить, не могут заменить собой общий кодекс чести. И неограниченная свобода во все времена означала одно – сильные делают, что им угодно, а слабые – страдают, как им и должно.

Джонатан Сакс

{* *}