Top.Mail.Ru

Танцы в радость

16.02.2018

Сегодня начинается месяц адар, который в еврейском календаре традиционно воспринимается как радостный и даже веселый период. Еврейские мудрецы говорили: «Когда наступает месяц адар, то прибавляют в радости». Главная причина для этого – именно в месяце адар, в его середине, произошла чудесная история спасения еврейского народа от уничтожения, в честь которой был установлен и празднуется до наших дней праздник Пурим. А самая важная задача в Пурим – это, как известно, веселиться и радоваться.

Евреи, вообще, очень веселый народ, несмотря на все сложившиеся мифы и стереотипы о вечной еврейской грусти в глазах и традиционной забитости характера. И иврит подтверждает веселый нрав еврейского народа. Язык, как пришли к выводу ученые, тесно связан с историей говорящего на нем народа, с его менталитетом, культурой и внутренними установками. К примеру, в исследовании, посвящённом саамским языкам Норвегии, Швеции и Финляндии, указывается на то, что в них имеется около 180 слов, описывающих снег и лед, а также до тысячи слов для обозначения оленей. И это неудивительно – ведь за всю многовековую историю у людей, проживающих в регионе, где снежный покров устанавливается с октября по май, совершенно естественно появились уникальные определения для всех явлений и оттенков окружающей их среды, с которыми другие народы знакомы не были.

Интересно, что в иврите целых 10 синонимов слова «радость», отражающие разные ее грани и оттенки:

сасон (веселье),
симха (радость),
гила (ликование),
рина (удовольствие),
дица (торжество),
хедва (блаженство),
ахава (любовь),
ахва (братство),
шалом (мир),
реут (близость).

Следуя языковой логике, надо отметить, что не могло родиться столько определений для разных оттенков радости у депрессивного народа. Евреи, страдая уже несколько тысячелетий от преследований, насилия и уничтожения, которое в XX веке приняло поистине ужасающие масштабы, не просто умеют радоваться, но чувствуют каждую грань счастья. Хотя, возможно, именно многочисленные трагические бедствия, постигшие народ, и послужили причиной тому, что тихая и спокойная жизнь воспринимается евреями не как данность, а как многогранная радость.

Какой же день в еврейском календаре можно назвать самым радостным?

С точки зрения еврейской традиции, это может быть сам Пурим. В качестве других конкурентов – любой из дней праздника Ханука, посвященного победе еврейского народа в борьбе с греческими захватчиками. Еще один вероятный кандидат – веселый праздник Симхат Тора, посвященный окончанию годичного цикла чтения Торы и началу нового цикла. Кстати, во времена СССР, когда атеизм был неотъемлемым элементом государственной идеологии, Симхат Тора был, пожалуй, единственным еврейским праздником, когда евреям дозволялось безбоязненно и более-менее публично собираться в синагогах и тем самым демонстрировать свое еврейство и приверженность традициям предков.

По поводу самого скорбного периода особых споров, однако, нет: 17 тамуза римские легионы, штурмуя Иерусалим, пробили брешь в городской стене, в этот день евреи традиционно постятся, и с него начинается трехнедельный период траура, который заканчивается с постом 9 ава, который установлен в память о разрушении Храма.

Но таким образом, чисто технически, с точки зрения буквы и жесткой логики еврейского закона, самым радостным днем еврейского календаря можно смело считать 16 тамуза. Поскольку мудрецами установлено, что с начала месяца адар нужно прибавлять в радости, и нигде не указано, что с исходом праздника Пурим или даже всего месяца это дело надо забросить, а в своде еврейских законов неоднократно упоминается, что с 17 тамуза надо в радости, наоборот, убавлять, то самым радостным днем еврейского календаря и становится 16 тамуза.

И радость для еврея самоценна сама по себе. В псалмах царя Давида сказано: «Служите Б-гу в радости». Но ряд переводчиков и комментаторов Священного Писания считают, что эти слова следует понимать так: «Служите Б-гу радостью». Значит, радость сама по себе уже считается служением, поскольку умеющий радоваться жизни человек непременно ощутит желание делиться своей радостью с окружающими, а значит, следовать главному принципу Торы – «Возлюби ближнего, как самого себя».

{* *}