Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
23.03.2018
Казалось бы, если злословие – грех, значит, комплименты – это благо. Однако в талмудическом трактате «Арахин» приводится странное, на первый взгляд, высказывание: «Не восхваляй ближнего своего – ему это обернется проклятьем». Выдающийся комментатор библейского и талмудического текстов еврейский мудрец Раши, объясняя эти слова и опасность комплиментов в целом, пришел к выводу, что зачастую возникают обоснованные сомнения, насколько вообще оправдана и заслужена похвала, не слишком ли она преувеличивает заслуги и превозносит человека, раздувая тем самым его эго, самомнение и снобизм и нанося удар по адекватности восприятия им мира и своего места в нем.
Другой великий еврейский мудрец – врач и философ Маймонид – видел в комплиментах другую опасность: публично хваля человека, вы провоцируете его недоброжелателей на злословие. По мнению Маймонида, определяющим фактором является не соответствие комплиментов действительности, а обстоятельства, при которых они произносятся. Комплимент, произнесенный не к месту и не вовремя, да еще и при посторонних, может жёстко срезонировать, вызвать зависть и раздражение окружающих и привести к самым неприятным последствиям, которые будут выражены уже не только в виде ответного злословия, но и недоброжелательных действий. И благое слово окажется по факту просто провокацией.
В другом талмудическом трактате, «Ктубот», приводится забавный спор: следует ли говорить, что невеста красива, если это совершенно не так? Мудрецы талмудической школы Гилеля считали, что в любом случае следует восхищаться красотой невесты. А их оппоненты из талмудической школы Шамая полагали, что всегда нужно говорить правду, а значит – и в этом случае тоже. Впрочем, последователи Гилеля лжецами себя не считали, поскольку опирались в своей доктрине на идею, что для любого жениха его невеста действительно самая красивая.
Конечно, красота – это очень субъективное понятие. И для нас важен не столько предмет спора, сколько концепции, на которые стороны опираются. Ведь фактически нам явлены две диаметрально противоположные точки зрения на природу слова и языка.
Для талмудической школы Шамая язык – это, прежде всего, способ описания действительности. А школа Гилеля обращает особое внимание на тот эмоциональный заряд, который несут слова. Для последователей Гилеля важен не столько текст, сколько контекст. Для них слово – это средство ободрения, сопереживания и вдохновения. Однако слова приносят не только положительные, но и отрицательные последствия – они могут унизить, подавить и даже убить. Передавая посредством языка не только информацию, но и эмоции, мы каждый раз создаем или разрушаем чужой внутренний мир и тем самым уподобляемся Творцу, который, согласно библейской традиции, создал наш мир десятью речениями.
Дискурс Раши, усматривающего ложь чуть ли не в каждом комплименте, близок к школе Шамая, для которой определяющим является истинность слов. А концепция Маймонида ближе к школе Гилеля, для которой главное – обстоятельства, окружение и контекст. И различие во взглядах между Раши и Маймонидом по вопросу уместности комплиментов очень точно соотносится с другим их спором – о восприятии самой важной и самой известной библейской фразы: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Раши делал из нее вывод, что человек не должен причинять ближнему того, чего не желает себе. А Маймонид считал, что эта фраза открыто указывает на необходимость «восхвалять достоинства ближнего», подобно тому как человек внутри своего сердца лелеет свои достоинства. И комплименты, по Маймониду, неразрывно связаны с любовью в высшем её понимании. Потому что вдохновляют людей на раскрытие собственных талантов и потенциала.
В известном философском трактате «Поучение отцов», в котором собраны советы и наставления, касающиеся этических вопросов, рассказывается среди прочего история о мудреце Йоханане бен Закае и его учениках. И на комплиментах ученикам этот мудрец не экономил. Про одного из них он, к примеру, говорил, что тот «подобен выкопанному в земле резервуару для воды – такому крепкому, что из него не просочится ни капли». Про другого – что тот «подобен неиссякающему источнику».
Йоханан бен Закай не льстил своим ученикам, а подчёркивал их достоинства, знакомя таким образом их с предстоящей им в жизни миссией и открывая их дарования и способности. «Подобный выкопанному в земле резервуару для воды, через который ничто не просочится», обладал уникальной памятью, и до появления Google и других поисковиков это было настоящим даром. «А подобный неиссякающему источнику» был невероятно творческим человеком. Однако Йоханан бен Закай не столько констатировал эти факты, сколько мотивировал своих учеников. Комплименты, основанные на взвешенной оценке способностей человека и подкрепленные верой в человеческий потенциал, порождают великих ученых. Так что восхвалять нужно не только Б-га, но и людей.
Главный раввин Великобритании
лорд Джонатан Сакс
Материал подготовила Шейндл Кроль