Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.04.2018
Библейский текст, на первый взгляд, отвечает на эти вопросы однозначно: «Б-г сказал Моисею: “Отправь людей, чтобы они исследовали землю, которую Я отдаю сынам Израиля. Отправьте по одному человеку от каждого колена, и пусть это будут вожди”». Получается, что Б-г их туда послал с целью всеобщей погибели?
Однако чуть позже, когда пошёл «разбор полётов» и делили ответственность за произошедшее, выяснилось, что инициатором этой провальной акции был вовсе не Б-г и даже не Моисей, а сам народ. Вот какую версию в конце Пятикнижия озвучивает Моисей, обращаясь ко всему стану: «Вы все вместе пришли ко мне и сказали: “Вышлем людей, чтобы они пошли вперед, исследовали эту землю и рассказали нам, по какой дороге следует идти, а также рассказали бы нам о городах, к которым мы в результате выйдем”. Мне эта идея понравилась, и я выбрал двенадцать человек – по одному из каждого колена».
Великий комментатор библейских текстов мудрец Раши, комментируя этот пассаж, всё же ввёл в эту версию в качестве действующего лица еще и Б-га и таким образом ненароком возложил отчасти и на Него ответственность за произошедшее. С его точки зрения, Моисей, прежде чем одобрить эту разведмиссию, посоветовался с Б-гом, и «Тот разрешил». Мудрец Раши особенно упирает на тот нюанс, что не «повелел», а именно «разрешил»: мол, если хотите, то идите. В талмудическом трактате «Макот», посвященном, к слову, наказанию за провинности, о таких ситуациях аллегорически сказано: «Куда хочет идти человек, туда его и ведут». Фактически это значит, что Небеса не препятствуют человеку в его решениях и действиях, даже если очевидно, что они приведут к катастрофическому результату. Это и есть свобода выбора, дарованная нам Творцом.
Другой великий еврейский мудрец и философ Маймонид считает, что не так уж и важно, кто конкретно несёт ответственность за эту акцию, и даже если разведчики отправились по прямому повелению Б-га, то в том-то и был замысел: евреи не были готовы в тот момент к покорению Святой земли – ни духовно, ни физически, – а последующее 40-летнее странствие в пустыне их как раз закалило и превратило маленькое ближневосточное племя в сильный и готовый к любым испытаниям народ.
Чтобы вчерашние египетские рабы превратились в свободных людей и ответственных граждан, необходимо довольно много времени. Народу Израиля требовалось новое поколение, рожденное на свободе, не знающее рабства и закаленное опытом жизни в пустыне. С тех пор, кстати, концепция времени и заняла центральное место в еврейском восприятии истории, политики и прогресса. В отличие от других религий, иудаизм не предлагает концепции мгновенной трансформации людей и обществ. Творец терпеливо наблюдает за развитием природы человека и неспешными переменами в сознании и поведении людей.
Почему бы Б-гу, вместо неспешного наблюдения, не изменить природу человека мигом? Тот же Маймонид, как и многие другие авторы, задавался вопросом и пришел к выводу, что цель Творца – создать свободное и самостоятельное общество. Как и у родителя, который отпускает своего ребёнка во двор, чтобы он там неминуемо совершил ошибки, но научился самостоятельности и ответственности.
Иногда преобразования подобного масштаба сопровождаются сменой нескольких поколений. А иногда даже не начинаются: долгие реформы и призрачность целей повергают всех в уныние и порождают стремление вернуться к предсказуемому и привычному прошлому, что и произошло с разведчиками. Вот почему в истории цивилизации тирания встречалась чаще демократии. Свобода требует большого терпения.