Еврейский слух

17.08.2018

Однажды я встретился с израильским писателем Амосом Озом – одним из самых известных в Израиле атеистов. Я почувствовал в нем незаурядный ум, интеллект и глубочайшее знание языков. Амос Оз – один из немногих, выбравших свое видение того, что значит быть евреем. И это была поистине незабываемая встреча: в течение двух часов мы сидели в его библиотеке и слушали друг друга. После разговора Амос остался атеистом, а я религиозным евреем, но эта встреча положила начало интересному знакомству, поскольку в тот день произошло нечто редкое, волшебное и необъяснимое – мы слушали, но и слышали друг друга.

Одним из ключевых слов библейской книги «Дварим», которую в эти недели перечитывают евреи, является слово «шма» – «слушай». В книге «Дварим» оно встречается 92 раза! С этого же слова начинается одна из ключевых иудейских молитв: «Шма, Исраэль!» – «Слушай, Израиль!» И в конечном счете именно этот глагол лёг в основу всего еврейского мировоззрения.

Интересно, что точного перевода слова «шма» на русский язык не существует, и «слушай» – лишь один из оттенков. Но этот глагол может означать и множество других действий – обратить внимание, понять, усвоить, осознать.

Писатель Амос Оз

Кстати, встречая всякий раз в иностранном языке слово, которое трудно перевести на ваш родной, вы максимально приближаетесь к тому, чтобы постичь внутренний ритм культуры его носителей. Поскольку для его постижения нужно выйти из зоны собственного комфорта и «примерить на себя» образ мыслей, вам абсолютно несвойственный.

Главный аспект иудаизма, который и призван открыть глагол «шма», – невозможность увидеть Творца, но способность его услышать. В иудаизме нет образов, икон и статуй – они категорически запрещены. Но в библейском тексте есть постоянные упоминания о том, как Г-сподь говорил с пророками и народом. «Он говорил с вами из пламени. Вы слышали Его речи, но образа не видели – только голос Его звучал», – вспоминает Священный текст историю Дарования Десяти заповедей на горе Синай.

Современный человек привык опираться на культуру зрительного восприятия. Но в иудаизме гораздо большее значение придается способности слышать, а не видеть. Лучший показатель – Вавилонский Талмуд, изобилующий метафорами слуха: «Та шма» «Приди и услышь», «Шма мина» – «Отсюда слышно», «Машма» – «Из этого мы слышим». Таким образом, если западная культура придерживается позиции, что понимать – значит видеть, то для евреев понимание сопряжено со способностью слышать.

Моисей повторяет в книге «Дварим», что Творцу не нужно от нас слепое послушание, Он хочет, чтобы мы услышали Его. Причем не только в буквальном смысле, но и на самых глубинных уровнях нашего сознания. Если бы Ему было нужно послушание – Он бы создал роботов, а не людей, наделенных собственной волей.

Каждый человек – это целый мир, и все мы уникальны. Мостом между людьми становится беседа, в ходе которой мы слушаем и говорим. Рассказываем о себе и позволяем рассказать другим. И в этом – наивысший момент раскрытия – в способности услышать. Быть услышанным – это осознавать, что тебя принимают всерьез. Умение слушать – величайший подарок, который мы можем преподнести другому человеку.

Но это требует от нас смелости – ведь придется отдаться сознанию, в корне отличающемуся от вашего. Слушать – значит, стать уязвимым и рискнуть расшатать собственные стереотипы. Не говоря уж о том, что услышанное может причинить вам боль. Закрыться в своей зоне комфорта, конечно, гораздо удобнее. Тем более что фильтры в социальных сетях защитят ваш уютный герметичный мирок от всех тех, кто не разделяет вашу точку зрения.

Джонатан Сакс
Материал подготовила Шейндл Кроль

Комментарии

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...