Жизнь в четырех актах

12.10.2018

Эти четыре библейские истории стали самыми обсуждаемыми сюжетами в истории человечества, а порожденные ими концепции легли в основу современной цивилизации. Это истории об изгнании Адама и Евы из райского сада, убийстве Авеля братом его Каином, Всемирном потопе и Вавилонской башне. Каждая из них по-своему раскрывает человечество и отображает этапы его развития.

Первая из них – о запретном плоде, который вкусила первая супружеская пара, – дала нам прекрасный диалог, и отголоски его во взаимоотношениях людей явственно слышны до сих пор:
«– Не вкусил ли ты плодов того дерева, с которого Я запретил тебе есть? – спросил Б-г.
– Женщина, которую Ты дал мне, подала мне плоды того дерева, и я ел, – ответил Адам.
– Змей обольстил меня, и я ела, – ответила Ева».
Совершив ошибку, мужчина обвиняет женщину, а та – змея. Но по факту – оба отрицают любую личную ответственность за случившееся. В этот момент и родилась модель поведения, которую мы сегодня называем «культурой жертвы».

Вторая история – об убийстве Каином брата своего Авеля – еще более драматична и родила не менее судьбоносный диалог. Когда Б-г, узрев содеянное Каином, спросил: «Где брат твой Авель?», тот ответил: «Разве сторож я брату моему?» И снова мы наблюдаем отказ от ответственности – но другого рода. Каин отказывается не только от личной ответственности за сотворенное им конкретное деяние, как Адам и Ева, но от ответственности как таковой! Поскольку его слова подразумевают, что ему плевать и на своего брата, и на всех вообще.

Третья история повествует о Всемирном потопе и Ное, который, несмотря на всю свою праведность, оказался далеко не героем, спасавшим всё человечество. Ведь узнав о надвигающемся бедствии, он не предпринял никаких попыток его остановить, несмотря на уникальный канал коммуникаций с Творцом, а занялся, если посмотреть по существу, спасением себя лично, своей семьи и конкретных животных. Гибель человечества в целом его не очень занимала. Это типичный отказ от коллективной ответственности. И для иудаизма лозунг «Спасайся, кто может» не очень характерен. Мы должны сделать все возможное для спасения не только самих себя, но и других. Подобно тому, как Авраам просил у Творца за все народы, а Моисей – за всё свое поколение.

Четвертая история – о строителях Вавилонской башни, которые стремились «достичь Небес», чтобы уподобиться Творцу. Фактически они пытались доказать, что человек стоит превыше всего и нет над ним никакого морального и нравственного закона, который мог бы его как-то ограничивать. Они отрицали обязанность человека хоть перед кем-то держать ответ, даже перед абстрактными Небесами. Своими действиями строители Вавилонской башни показали, что намерены создать среду, править в которой они будут, искоренив в принципе понятие ответственности, в том числе и нравственной.

Эта драма в четырёх актах до сих пор разыгрывается в жизни каждого из нас. И каждый из актов отображает один из этапов нашего личностного развития. По мере взросления к нам приходит осознание личной ответственности за свои поступки. Затем – ответственности за братьев, сестер и других ближних. Вслед за ней – осознание коллективной ответственности. А на следующем этапе мы постигаем, что базироваться эта ответственность может только на нравственном законе, который находится выше нас. Таким образом, библейский текст описывает самую раннюю и в то же время абсолютно точную модель психологического становления человека, перехода от реализации инстинктов к осознанному поведению и созданию из «праха земного» высоконравственного индивидуума.

Главный раввин Великобритании
лорд Джонатан Сакс

Материал подготовила Шейндл Кроль

Комментарии

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...