Top.Mail.Ru

Возвращение блудных овец

16.11.2018

В библейской главе «Ваеце», которую иудеи всего мира читают на этой неделе, рассказывается, как наш праотец Яаков вынужден был батрачить на своего богатого родственника – арамейца Лавана. Четырнадцать лет Яаков отработал за право жениться на двух его дочерях – Рахели и Лее. Но и когда эти долгие годы вышли, Лаван всё еще не хотел отпускать такого ценного работника.

Однако и платить полноценно за работу ему тоже не хотел. А потому нанял его на весьма унизительных условиях: Яакову в собственность отходили только крапчатые и пятнистые ягнята и козлята в приплоде, которые рождаются крайне редко, все же остальные – Лавану.

Дополнительное издевательство состояло в том, что изначально в стаде были только белые овцы. Финал этой истории известен: крапчатые и пятнистые чудесным образом рождались у светлых родителей, причем в немалом количестве, и составили основу обширных стад, с которыми наш праотец вернулся потом в страну Израиля вместе со своими женами и детьми.

Однако если кто-то из вас выйдет на пастбища современного Израиля, никаких пятнистых и крапчатых овец он, к своему разочарованию, не найдет. И вот несколько дней назад они вернулись! После двух лет всевозможных препятствий первая отара пятнистых овец обрела свой дом в Израиле, и на днях мы посетили их в этом новом доме – на холме Эйтам на северной окраине Эфрата.

Уже несколько сотен лет в Англии известна порода, носящая имя «овец Яакова» именно благодаря своей крапчатости. Порода эта относится к категории «примитивных», то есть не прошедших интенсивной селекции. Это не особо крупные овцы, в отличие от овец мясных пород, и у них нет особо тонкой шерсти, но они вполне могут служить своим хозяевам и шерстью, и молоком, и мясом. При этом, как и другие примитивные породы, «овцы Яакова» отличаются крепким здоровьем и добрым нравом. Но главное – у «овец Яакова» на голове не по два, а по четыре рога! Таких не встретишь каждый день.

Откуда они взялись в Англии – точно неизвестно, но местная легенда связывает их появление со временами «Великой Армады» – эпохи войн между Британией и Испанией в XVI веке. Вероятно, эти овцы «пришли» из Испании. Генетический анализ подтверждает ближневосточные корни этой породы, а изучение старинных картин приводит к выводу, что на протяжении веков пятнистых овец разводили в Северной Африке и Сицилии. Если действительно корни этой породы надо искать в Сирии времен Лавана-арамейца, то с тех пор овцы эти проделали путь вдоль Северной Африки, через Испанию и в Англию, а оттуда уже в последнее столетие.

Задачу вновь развести крапчатых овец в стране Израиля взяла на себя Дженна Левински – молодая репатриантка из Южной Африки. Начинала она этот проект вместе с мужем, но тот не выдержал тягот фермерского быта, сложнейшей бюрократии, многомесячного карантина и скитаний – и сейчас Дженна управляется с фермой практически в одиночку. Правда, на время ей на помощь приехали родители-пенсионеры из ЮА.

К востоку от небольшого городка Эфрат расположен холм Эйтам и источник Эйн-Эйтам, игравшие немалую роль в библейской истории. В частности, согласно Иосифу Флавию, именно здесь была загородная резиденция царя Соломона. Через холм проходит древний акведук – часть сложнейшей водосборной системы, проложенной в библейские времена, достроенной царем Иродом и снабжавшей водой Иерусалим вплоть до времен английского мандата.

От остальной части Эфрата этот холм отделяет небольшая арабская деревушка, поэтому раньше израильское правительство не позволяло начинать на нем строительство, но недавно разрешило спланировать там сельскохозяйственную ферму. Однако дальше планирования дело не пошло – ферма так и не построена, поскольку после убийства террористом жителя Эфрата Ари Фулда в память о нем на одной из частей холма возник небольшой молодежный форпост. На другой Дженне разрешили «разместить» ее отару.

Пока новой ферме нет и двух недель, и единственная прочная постройка – это загон для овец. Дженна и ее родители живут в палатке и в автомобильном прицепе. Воды и электричества, понятное дело, еще нет. Да и дорога к этому месту рассчитана только для джипов, и это еще пока дожди не начались! Охраняют ферму, с которой открывается прекрасный вид на не всегда дружественный арабский Вифлеем, пока что только собаки.

Короче, содержать эту ферму очень и очень непросто. Но непохоже, что эту молодую еврейку что-то остановит. Овцы выглядят не просто ухоженными, а вылизанными – каждую она знает по имени. При этом Дженна засыпает нас библейскими пророчествами и мидрашами, из которых следует – по ее мнению, с очевидностью, – что появление крапчатых овец в стране Израиля совершенно не случайно, а является частью мессианского процесса и каким-то из этих овец суждено еще взойти на жертвенник в Третьем Храме.

Не знаю, как там насчет жертвенника, а мне лично взять на руки четырехрогую симпатягу очень понравилось. Удачи Дженне и ее овцам!

{* *}