Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.12.2018
В классических мидрашах она предстаёт умной и сильной женщиной, с которой советовались мудрецы Израиля. Кто же она? Согласно библейскому тексту, она приходилась Яакову одной из внучек от его сына Ашера.
Впервые она упоминается в мидраше, повествующем о встрече Иосифа и его братьев в Египте и о последующем возвращении братьев в страну Израиля с радостной вестью, что Иосиф – жив. Яаков, долгие годы оплакивавший своего любимого сына Иосифа, растерзанного якобы дикими зверями, был к тому времени уже стар, и его сердце могло не вынести столь ошеломляющего известия о «воскрешении» сына.
Размышляя, как лучше всего сообщить отцу радостную новость, братья пришли в замешательство и попросили свою племянницу Серах начать с дедушкой наводящие разговоры. И как повествует мидраш, она начала задавать Яакову пространные вопросы: «А вдруг Иосиф тогда выжил?», «А вдруг он прячется в Египте?», «Ведь у него уже могут быть свои дети?!»
Причем сделала Серах это именно в тот момент, когда Яаков встал на молитву – будто её слова были отголоском с Небес. Когда же сыновья ему сообщили, что Иосиф жив, это не оказалось для него шоком – ведь о возможности такого он только что говорил с внучкой. И так ненавязчиво Серах подготовила дедушку к радостному известию. Как писал в своем переводе Пятикнижия еврейский мудрец Йонатан бен Узиэль, в заслугу этого Серах удостоилась войти в рай еще живой, что бы это ни значило.
Снова мы обнаруживаем упоминание о Серах в повествованиях об Исходе евреев из Египта, случившемся несколько столетий спустя. Впрочем, такое долгожительство библейских героев нас не должно смущать – они живут вечно. И когда Моисей, пришедший вывести народ Израиля из египетского рабства, произнес: «Вспомнил о вас Г-сподь!», то мудрецы, не зная, верить ли ему, и подозревая самозванство, обратились именно к Серах, которая получила через отца от деда Яакова эту секретную фразу, с которой придет освободитель. Таким образом, именно Серах подтвердила легитимность Моисея в глазах еврейского народа.
Еще один мидраш, повествующий о ней, связан непосредственно с ночью Исхода из Египта. Иосиф, согласно библейскому тексту, просил своих братьев и потомков при выходе из Египта не оставлять там его тело, а вывезти и донести до Святой Земли. Но перед Исходом все были заняты сбором, да и местонахождение временного погребения Иосифа в Египте евреи не знали. Но как оказалось, эту тайну сохранила Серах. Именно она рассказала Моисею, где именно египтяне опустили в Нил металлический ковчег с телом Иосифа, и помогла пророку его поднять.
Последний мидраш, связанный с Серах, рассказывает о случившихся уже в более поздние, почти талмудические времена спорах мудрецов. Однажды мудрецы обсуждали историю Исхода евреев из Египта, и рабби Йоханан прочел: «Воды Красного моря расступились и стали стеной справа и слева», а затем прокомментировал: «Воды моря стали плотными, как стены». И тут, согласно мидрашу, из ниоткуда явилась Серах, дочь Ашера и внучка Яакова, и заявила: «Я была там и видела, что стены были прозрачными, как стекло!»
Иранские евреи называют еврейское кладбище Исфахана «Кладбище Серах». Считается, что тут похоронена Серах, хотя, как мы помним, она вошла в рай живой.
Менди Каминкер
Материал подготовила Шейндл Кроль