Top.Mail.Ru

Из подонков – в герои

08.02.2019

Что скрывать – в молодости библейский отрывок «Трума», который будут читать в синагогах в эту субботу, казался мне невыносимо скучным. Подробное описание того, как именно должен быть построен переносной Храм и какие материалы должны быть взяты для строительства и внутренней отделки, навевало тоску. Кому это может быть интересно, кроме раввинов и архитекторов, думал я тогда, и зачем мне – обычному еврею – об этом знать?

Уже потом я пришёл к пониманию, что в Храме не было ничего случайного – каждая его деталь обладала не только вполне утилитарным предназначением, но и была наполнена огромным мистическим смыслом. Причем над тайной этих смыслов бились не только лучшие еврейские, но и нееврейские умы. К примеру, сэр Исаак Ньютон считал свое исследование, посвященное устройству Иерусалимского Храма, главным своим сочинением и куда более важным, чем все работы по физике вместе взятые.

Да и само название этого библейского отрывка открывает новые уровни смыслов. Слово «Трума», которое переводят с иврита на русский язык обычно как «пожертвование», превратилось в одну из главных идей еврейской цивилизации: именно на основе добровольных пожертвований строились синагоги, возводились больницы и школы, издавались книги. На этой идее самопожертвования держался и продолжает держаться еврейский народ. Чтобы убедиться в этом, достаточно и сегодня просто погулять по любому израильскому городу и посмотреть на таблички на зданиях библиотек, больниц и университетов – с именами тех, на чьи пожертвования они были построены. И читая эти имена, кстати, понимаешь, что Израиль был построен евреями всего мира, и еврейское государство – общее достояние всего народа, а не только проживающих в нем израильтян.

Но углубившись в иврит, можно постичь, что слово «трума» берёт своё начало от корня «ром», означающего «подняться», «вознестись». Тем самым подчёркивается, что речь не об обязательной подати – «трума» может быть взята только у того человека, который хочет дать этот дар. И таким образом жертвователь поднимается над своей человеческой природой – стремлением лишь получать, а не отдавать. В этом и заключается великий библейский урок – человек должен научиться отдавать. Без этого великого навыка – отдавать – еврея просто не существует. Именно по этому поводу великий рабби Леви-Ицхак из Бердичева сказал: «Можно просидеть всю жизнь в синагоге, склонившись над священными книгами, и не стать даже подобием еврея!»

***

Одним из самых больших потрясений моего детства стала «Иудейская война», которую я, как и многие другие еврейские мальчики, прочитал достаточно рано. Меня поразила нарисованная Фейхтвангером сцена разрушения Иерусалимского Храма. Но еще больше меня потрясла история о еврее-предателе, который истово служил римлянам и первым в рядах завоевателей ворвался в горящий Храм. Когда они подобрались к Святая Святых – помещению, в котором хранились библейские реликвии, в том числе и знаменитые Скрижали Завета, – римлян объял жуткий страх, и они не могли решиться туда войти. И послали за завесу этого еврея. Он, ничтоже сумняшеся, сходил и вынес оттуда менору. Однако же, когда римляне послали его туда снова за другими реликвиями – наотрез отказался. «Я и так достаточно уже рассердил Небеса», – объяснял он.

Никакие просьбы, посулы и угрозы не помогали – еврей, уже поправший, казалось бы, всё на свете, упорно отказывался сделать «вторую ходку». В итоге римляне закололи его мечами прямо у входа в Святая Святых, и в этот момент, как писали еврейские мудрецы, он из злодея превратился в величайшего праведника, из подонка – в героя еврейского народа.
Убив его, завоеватели отдернули полог и сами вошли в Святая Святых. Если бы в этот момент сверкнула молния и поразила бы всех находившихся в Храме римлян – какое убедительное доказательство существования Б-га получило бы человечество! Но, увы, этого не произошло. Римляне преспокойно разграбили Святая Святых, а Всевышний не стал защищать свой Храм. Возможно, Его там просто уже не было?

Ответ на вопрос, почему же он попустил такое, заключен как раз в библейском отрывке «Трума» в словах: «Сделайте мне Святилище, и Я буду обитать среди вас». И весь народ по велению своих сердец жертвовал на это строительство. И покуда сохранялось народное единство, символом которого был Иерусалимский Храм, Он в нём обитал. Когда же евреи во время войны с римлянами стали цепляться друг другу в глотки и делиться на многочисленные политические лагеря, от единства не осталось и следа, и Творец покинул свой Храм, который утратил сакральный смысл, а значит, и смысл своего существования.
Вот почему не раздался гром и не грянула молния, когда язычники вошли в Святая Святых, – в тот момент это был уже просто склад ритуальной утвари! Чтобы Творец снова обитал среди евреев – они должны объединиться и вновь стать тем самым единым народом, который получал Тору на горе Синай.

{* *}