Top.Mail.Ru

Слово в карман не положишь

02.08.2019

Среди множества историй, которые мне доводилось слышать о силе любого, даже случайно брошенного слова, особенно запал в душу услышанный от одного старого раввина рассказ о том, как однажды он утешал еврея, сын которого погиб от рук террориста.

Раввин знал, что за несколько лет до того в этой семье произошла другая трагедия – младший, 12-летний сын погиб в автокатастрофе. Он понимал, что нет слов, которые могли бы утешить отца, потерявшего одного за другим сразу двоих сыновей, и войдя в дом, раввин просто молча пожал ему руку и сел на диванчик для скорбящих.

Несколько минут в комнате стояла тяжелая тишина, которую неожиданно прервал сам хозяин дома.
– Я бы хотел рассказать вам одну историю, которую до сих пор никому не рассказывал. Когда мне исполнилось тринадцать лет, родители отправили меня учиться в школу-интернат в другом городе. И к пятнадцати годам я превратился в обычного хамоватого подростка – без царя в голове. Домой к родителям я в те дни приезжал только в пятницу вечером и уже в воскресенье снова возвращался в интернат. И вот сажусь я как-то днем в маршрутное такси, проходит минут пятнадцать, а водитель всё не трогается с места – ждет, когда будут заняты все пассажирские кресла. Я стал требовать, чтобы он наконец поехал – он не реагировал. Тогда я стал откровенно на него наседать, не выбирая выражений. И он отреагировал: «Прекрати со мной так разговаривать, пацан! – сказал водитель. – У меня позавчера сын погиб на войне!» А я на это с подростковой наглостью ответил: «Ну и что?! Плевать мне на это! Может, у меня два сына погибли!» И я забыл об этом случае в маршрутке надолго. И вспомнил о нём только сейчас – когда потерял второго сына.

Мы не настолько суеверны, чтобы полагать, что его так жёстко наказали свыше за неосторожно оброненное слово, однако же эта история замечательным образом высвечивает еврейское отношение к любому сказанному слову – каждое из них несёт силу и за каждое из них мы несём полную ответственность. И именно об этом напоминают нам первые слова читаемых на этой неделе спаренных библейских отрывков «Масэй» и «Матот»: «И говорил Моисей главам колен сынов то, что повелел ему Б-г: “Если человек даст обет или поклянется, то не должен он нарушать слова своего. Всё, что он сказал, – должен он исполнить”».

Особенно примечательно, что обращается Моисей с этим наставлением свыше в первую очередь к «главам колен сынов Израиля», то есть, по сути, к политическим лидерам нации. И это понятно: именно те, кто стоит во главе какой-нибудь партии, чрезвычайно любят давать обещания, часть из которых вообще невыполнима, а о другой части они чаще всего забывают на следующий же день после выборов.

В Израиле предвыборная страда сейчас в самом разгаре, и потому забавно наблюдать, как тем или иным политическим лидерам напоминают их прошлые обещания, которые так и остались только обещаниями. И еще забавнее видеть, как они объясняют, почему не были верны своему слову, сваливая вину за это на политических оппонентов, а иногда и соратников. Но в итоге все сводится к давней классической формуле политического цинизма: «Я не обещал выполнять своих обещаний!»

Поэтому подумайте, когда в следующий раз захотите дать несбыточное обещание. И помните: любое слово имеет материальную силу и в итоге может обернуться против сказавшего. Как слова героя той страшной истории, потерявшего двоих сыновей.

{* *}