Top.Mail.Ru

Органы внутренних тел

27.09.2019

Кто расчленяет единый национальный организм, отделяя орган за органом, объясняет наш колумнист.

«Вот вы все стоите сегодня перед Б-гом, Всесильным вашим: главы колен ваших, старейшины ваши и стражи, каждый человек из народа Израиля от дровосека до водоноса, дети ваши, жены ваши и переселенцы, живущие среди вас», – это начало последнего обращения Моисея к еврейскому народу. Эти слова будут звучать в синагоге в нынешнюю субботу – спустя всего десять дней после прошедших в Израиле внеочередных выборов, результаты которых не принесли победы ни одному политическому лагерю.

Но дело даже не в результатах – куда более страшное впечатление оставила сама избирательная кампания с её атмосферой ненависти, на которой строили свою агитацию многие политические лидеры страны, и попытками столкнуть одну часть народа с другой. И вот выборы прошли, предвыборный ажиотаж кончился, но эта распалённая ненависть – осталась.

Фигура Моисея воспринимается как архетип идеального духовного и политического лидера нации и образец для подражания политикам и правителям всех времен и народов. И в своей последней речи он обращается ко всему народу, к «каждому человеку в Израиле», без учёта его социального статуса, включая, что важно, и живущих среди еврейского народа чужестранцев. И тем самым подчёркивается, что подлинный лидер должен стремиться к единению народа, а не его размежеванию. И главное – ощущать свою личную ответственность за жизнь и благополучие народа, особенно в такие непростые исторические времена. И именно этого чувства – национальной ответственности – не хватило израильским политикам в оставшейся за спиной предвыборной кампании.

Еврейский народ – это единый организм, в котором у каждого «органа» есть своя функция. А политики – вместо того чтобы обозначить судьбоносные для нации цели и сплотить вокруг них людей – стали расчленять этот самый единый национальный организм, отделяя орган за органом, будто не понимая, к чему это приведёт.

Поэтому Израиль и тоскует сегодня по новому подлинному лидеру, чувствуя, что прежний, каким бы выдающимся он в прошлом ни был, уже исчерпал себя. Как и всякому другому, ему пришло время уходить, но новой равнозначной фигуры на политическом горизонте страны нет. И именно это является настоящей причиной того политического тупика, в котором оказалось еврейское государство после двух внеочередных выборов подряд.

Примечательно, что слово «сегодня» повторяется в этой библейской главе «Ницавим» несколько раз, вновь и вновь напоминая нам, что Священный текст надо читать так, будто он обращен к ныне живущему поколению. Можно, конечно, посетовать на то, что времена изменились и теперь не найти лидеров подобного масштаба, которых дарят нам библейские сюжеты. Но мне эти сетования напоминают реплики героев пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», которые пытаются оправдать свое поведение тем, что «сейчас другое время». Но вывод из этой пьесы таков: насилие во все времена остается насилием, а милосердие – милосердием. И библейские заповеди, как ни крути, остаются тем моральным компасом, на который ориентируется человечество.

{* *}