Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.10.2019
«Сто двадцать лет мне сегодня, и не под силу мне больше выходить в поход. И Б-г сказал мне: “Не перейдешь ты через Иордан этот”», – говорит Моисей в одном из своих последних обращений к народу Израиля. И призывает на историческую сцену нового пророка, которому и суждено ввести евреев в страну, текущую молоком и мёдом. «Крепись и мужайся, ибо ты войдешь с этим народом в страну, которую поклялся Б-г отдать еще отцам их», – напутствует он Йегошуа бин Нуна «на глазах всего народа Израиля».
И сегодня, три с лишним тысячи лет спустя, при всей несопоставимости масштабов фигур есть ощущение, что еврейский народ вновь стоит на пороге смены политического лидера. И дело тут не в прошедших только что выборах, которые не принесли Биньямину Нетаньяху так желанного им успеха. И не в уголовных делах против него. И не в том, что он оказался несостоятельным на посту главы правительства, напротив, даже самые заклятые его противники признают его заслуги в случившемся в последние годы в Израиле экономическом рывке и во внешней политике, которая значительно усилила позиции еврейского государства на мировой арене.
Но дело и не в возрасте: 70 лет для политического лидера – это самый рассвет. Оно в другом: согласно еврейскому мировоззрению, каждому лидеру Творец отводит определенное время для руководства народом, после чего он должен уступить место преемнику. И для Нетаньяху, кстати, это время длилось дольше, чем для кого-либо другого из израильских политиков – впервые он стал премьер-министром Израиля еще в далёком в 1996 году и в итоге побил рекорд пребывания на этом посту. Он, безусловно, войдет в историю и еврейского народа, и Государства Израиль, но как бы грустно ни было это признавать его сторонникам, эпоха Биньямина Нетаньяху подошла к концу.
Уход общепризнанного лидера, который столько лет был у власти, всегда пугает людей, порождая у них вопрос: справится ли преемник с той тяжелейшей ношей, которая ляжет ему на плечи? Окажется ли он способным руководителем и сможет ли решать судьбоносные проблемы, стоящие перед нацией и государством?
Вероятно, те же самые вопросы беспокоили и Моисея в тот момент, когда он готовился уйти в вечность и передать бразды правления пророку Йегошуа. Но Моисей в то же время осознавал, что подлинным вождем еврейского народа является сам Творец – именно Он ведет его по закрученным тропам истории. Потому и наставлял своего преемника: «Сам Г-осподь пойдёт впереди тебя. Он будет с тобой: не оставит тебя и не покинет. Так не бойся же и не страшись!»
Каждый раз, перечитывая эти строки, я удивляюсь: ведь «не бойся» и «не страшись» в сущности это одно и то же! Так зачем же в столь лаконичном и обычно скупом на слова библейском тексте приводятся сразу два синонима?! Но в эти дни, наблюдая за предвыборными и поствыборными баталиями, я понял: подлинный лидер должен не только не бояться внешних врагов, но и не страшиться идти против мнения большинства народа и даже своих ближайших соратников, если этого требуют высшие интересы нации.
Эту главу «Ваелех» всегда читают накануне Йом-Кипура, потому что её строки также призваны напомнить нам: когда у нас в жизни всё обстоит хорошо, мы склонны объяснять эти успехи собственными талантами и удачей, и только в час беды человеку свойственно вспоминать о Боге. «Когда насытятся они и станут тучными, то отвергнут Меня и нарушат союз со Мной, – говорится в библейском тексте. – И постигнут их многие бедствия и несчастья, и воскликнут они в тот день: “Не потому ли постигли нас беды, что нет больше Б-га среди нас?”». Десять дней раскаяния и Судный день – это как раз отличное время, чтобы задать себе этот вопрос и, может, даже попытаться найти на него ответ.