Top.Mail.Ru

Гадание на еврейской гуще

10.01.2020

Когда не начнётся Третья мировая война и почему нельзя верить астрологам, объясняет наш колумнист.

В первые дни нового календарного года СМИ любят публиковать всякого рода прогнозы. Кто только в них не соревнуется – аналитики и астрологи, гадалки и футурологи. Нынешний год не стал в этом смысле исключением, тем более что начался он с целого ряда драматических событий, включая ликвидацию иранского генерала Касема Сулеймани – одного из самых больших ненавистников Израиля, не скрывавшего желания стереть еврейское государство с лица земли, и случившееся вслед за этим резкое обострение на Ближнем Востоке.

Чего только не предсказывают в эти дни жёлтые газеты, в том числе и Третью мировую войну, которая начнётся с вооруженного конфликта между США и Ираном и перерастёт в ту самую великую «битву Гога и Магога», знаменующую, с точки зрения еврейского пророка Иехезкиля, конец времён.

Однако у иудаизма свое отношение к подобным попыткам заглянуть в будущее, и крайне примечательно, что оно вытекает как раз из нынешней главы Пятикнижия «Ваехи», которую будут читать в синагогах в эту субботу. Основная её сюжетная линия связана со смертью в Египте последнего патриарха еврейского народа праотца Яакова, накануне которой вокруг его ложа собрались все его сыновья. Как известно, он благословил их. Но отнюдь не это было главной целью сбора всех сыновей! Главное, что хотел сделать Яаков – поведать им о будущем. И об этом чётко сказано в библейском тексте: «Соберитесь, и я поведаю вам, что случится с вами в грядущие времена. Соберитесь и слушайте, сыновья Яакова! Слушайте своего отца Израиля!»

Еврейские мидраши гласят, что Яаков входил в число немногих людей, перед которыми было открыто будущее человечества до конца времён, которым были очевидны и вектор, и стадии его развития. Причём не как «простым пророкам» – сквозь «матовое стекло» в неясных видениях и образах, а предельно ясно и чётко.

Однако в результате Яаков не сказал ни слова о будущем, а лишь благословил сыновей. То ли в последний момент передумал, то ли, как гласит один из еврейских мидрашей, потерял столь сокровенное знание именно в ту секунду, как хотел его изречь, будто оно было отнято у него свыше.

И в этом, в общем, и заключается высшая воля и наша доля: человеку не дано предвидеть собственное будущее и уж тем более будущее рода человеческого, поскольку в этом случае наша жизнь попросту утратила бы смысл. Как невыносимо скучно было бы жить в мире, если бы мы знали наперед, какие перипетии нас ждут на жизненном пути и как будут развиваться события! Да и что вообще делать человеку в таком детерминированном мире, если он создан по образу и подобию Б-жьему именно в том смысле, что обладает, как и Ветхий Днями, свободой выбора?!

«Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» – говорит Воланд. Но если вдуматься, то следует признать, что на самом деле внезапная смерть – отнюдь не самое плохое. Куда хуже было бы, если бы каждый из нас точно знал час своей кончины – а значит, постоянно жил бы с мыслями о том, сколько ему еще осталось. Это бы просто сводило человека с ума.

А так ход жизни и исторических событий может быть любым, но за кем будет окончательная победа, мы ведь с вами, правда, и так знаем – к гадалке не ходи!

{* *}