Top.Mail.Ru

Организация разгромных наций

14.02.2020

Почему маркировка еврейских товаров так напоминает формирование погромных списков, объясняет наш колумнист.

Каждый раз, перечитывая библейскую главу «Итро», которую в ближайшую субботу будут оглашать во всех синагогах, я задаюсь вопросом: почему отрывок, рассказывающий о главном событии в еврейской истории – Синайском откровении и даровании Десяти заповедей, – назван именем нееврея?

На первый взгляд, ответ лежит на поверхности: таким названием подчеркивается, что Десять заповедей адресованы не только евреям, но и всему человечеству. Они должны были стать основой мироздания. И если посмотреть на результаты, то так оно, в сущности, и произошло – Десять заповедей в той или иной их вариации стали в итоге фундаментом, на котором построена мораль всего человечества

Но, возможно, разгадку названия надо искать ещё в конце предыдущей главы, которая повествует о первой войне, которую евреям пришлось вести сразу после выхода из Египта – с амалекитянами, ставшими с тех пор символом патологической ненависти к евреям и самого кондового антисемитизма. Заканчивается та глава словами: «И клянется Г-сподь престолом Своим, что война у Него с Амалеком из рода в род». А вслед за этим начинается нынешняя со слов: «Итро – священник Мидьяна и тесть Моисея – услышал обо всем, что сотворил Б-г для Моисея и Своего народа Израиля, как вывел Он Израиль из Египта. И поведал Моисей своему тестю обо всем, что Б-г сделал фараону и египтянам, обо всех трудностях, которые выпали евреям в пути, и как спас их Г-сподь. Итро же обрадовался всему тому благу, которое Б-г совершил для Израиля».

Перед нами две наиболее распространенные модели отношения к евреям. С первой из них – пронизанной откровенной ненавистью и антисемитизмом – мы сталкиваемся, увы, почти ежедневно. Вот и на днях Верховный комиссар ООН по правам человека г-жа Мишель Бачелет опубликовала «черный список» из 122 компаний, филиалы которых расположены на территории Иудеи и Самарии. С тем, чтобы маркировать в соответствии с решением Евросоюза товары, произведенные в еврейских поселениях, и бойкотировать их вместе с компаниями-производителями.

Обратим внимание, как Управление Верховного комиссара ООН по правам человека пристально озабочено вопросом соблюдения этих прав именно в Израиле – единственной демократической стране на Ближнем Востоке. И как мало его беспокоит, что в соседних странах региона кровавые диктаторы ежедневно убивают тысячи ни в чём не повинных людей.

Впрочем, Верховного комиссара ООН на самом деле совершенно не заботят права палестинских арабов, в защиту которых она якобы выступает – ведь г-же Бачелет прекрасно известно, что именно работа на израильских предприятиях в Иудее и Самарии является единственным источником пропитания для многих тысяч палестинцев, и если эти предприятия закроются, они и их семьи останутся без куска хлеба.

Но для антисемитов главное – нанести вред евреям, а какую цену придется за это заплатить кому-либо еще или даже им самим, их совершенно не волнует.

И этой модели противостоит другая, которую олицетворяет фигура Итро – архетип нееврея, пришедшего на основе размышления и анализа происходящих событий к монотеизму и открыто выражающего свою симпатию еврейскому народу. И затем на протяжении тысячелетий мы видим немало замечательных фигур, которые, не сливаясь с евреями и сохраняя свою национальную и религиозную идентичность, были преисполнены искренней симпатии к евреям, сознательно или на уровне подсознания понимали их уникальную роль в истории и радовались «всему благу, которое Бог сделал Израилю». И Праведники народов мира, спасавшие евреев в дни Холокоста с риском для собственной жизни, вне сомнения, тоже из их числа.

Иудаизм постулирует крайне уважительное отношение к любому иноплеменнику и категорически отвергает любую дискриминацию. Оттого среди правозащитников и было всегда столько евреев. А сама идея равенства и братства всех народов, как верно заметил еще Лев Толстой, была привнесена в человечество именно евреями.

Более того – евреи охотно учатся у других народов, не ощущая никакого своего интеллектуального превосходства. Тот же Моисей с благодарностью принимает идею своего тестя Итро, как организовать систему управления многомиллионным народом во время сорокалетних скитаний по пустыне, до которой он сам не мог додуматься.

Впрочем, такое уважительное отношение оговаривается одним условием: оно должно быть взаимным. Ситуация, при которой неевреи насмехаются над евреями, их верой, ценностями и правами, не говоря уже о том, что намеренно их попирают, не просто неприемлема для нас – в этой ситуации еврей обязан возвысить голос и противопоставить себя людям, решившим пойти по пути Амалека. А никак по-иному составление «чёрных списков» еврейских компаний и маркировка еврейских товаров восприниматься и не могут – погромные списки в чистом виде.

{* *}