Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.03.2020
О евреях принято говорить, что они – умный народ. Но на самом деле «мудрость сердца» евреи всегда ценили выше «мудрости разума», пренебрегая подчас рациональными соображениями во имя абстрактных идеалов. И что самое интересное: именно это порой откровенное пренебрежение доводами разума, столь удивляющее другие народы, и дало нам возможность сохранить себя как народ.
Впервые эта еврейская «мудрость сердца» выходит на авансцену в библейских отрывках «Ваякель» и «Пекудей», которые читают в синагогах в эту субботу. В них описывается конструкция переносного Храма, возведенного евреями во время сорокалетних странствий по пустыне после выхода из Египта. В Пятикнижии рассказывается, с какой любовью и самоотверженностью был изготовлен Ковчег, в котором хранились Скрижали Завета с Десятью заповедями, сколько искусства и творческой мысли было вложено для воплощения в жизнь.
Но начинается эта история с того, что Моисей призывает к себе весь народ. И тут важны слова, с которыми он это делает: «И созвал Моисей все общины сынов Израиля». Достаточно было сказать «всех сынов Израиля», но это появившееся слово «общины» призвано подчеркнуть, что уже тогда еврейское общество было неоднородно: оно состояло из представителей различных групп, придерживающихся порой прямо противоположных взглядов на многие вопросы. Но чтобы построить Храм, эти разные общины должны были собраться вместе – «Ваякель» и таким образом почувствовать себя «кагалом» – единой общиной.
Строительство Храма невозможно, если еврейский народ не чувствует себя единым целым, если он разбит на «правых» и «левых», «русских» и «марокканцев», «религиозных» и «светских». И это первый урок, который преподают нам эти библейские отрывки, и – кто знает – так ли уж случайно их чтение пришлось именно на дни, когда израильские политики ведут такие бурные споры о формировании правительства национального единства.
Именно отсутствие понимания, что нас всех объединяет, независимо от того, к какой общине мы принадлежим и какие политические и прочие взгляды исповедуем, нередко приводило к самым большим трагедиям в истории нашего народа. И это понимание особенно необходимо нам сегодня, когда еврейское государство стоит перед угрозами, связанными с экономическим кризисом и коронавирусом.
Примечательны и слова, которыми в Пятикнижии описывается сбор средств на строительство Храма: «Каждый, кого подвигло сердце его, кого побудил дух его, пришёл и принес пожертвование для строительства Шатра Откровения. Пришли мужчины и женщины. Каждый – с щедрым сердцем». А скульптор Бецалель, руководивший работами по возведению Храма, обладал, согласно Пятикнижию, «мудростью сердца», и его имя стало с тех пор в еврейской традиции нарицательным для обозначения художника.
И тут надо вспомнить, что в минувшей недельной главе «Ки Тиса» описывалось строительство Золотого тельца. И тогда тоже шёл сбор средств! Но какая огромная разница между этими двумя событиями. Вот как описывался сбор средств на строительство тельца: «И сорвал весь народ золотые кольца со своих ушей и отдали их». В тот момент евреи были всеобщей истерично визжащей толпой, в которой не было личностей – в едином порыве они вырывали с кровью серьги из своих ушей и бросали их на постройку идола. А на постройку Храма евреи идут жертвовать как отдельные индивидуумы и личности: «каждый, кого подвигло сердце его, кого побудил дух его», – и теперь их действия исполнены осмысленности и достоинства.
И это еще один урок, который преподают нам эти библейские отрывки: евреи не могут, просто не имеют права быть частью толпы, подчиняющейся инстинктам. Каждый еврей должен оставаться личностью при любых обстоятельствах, а еврейский народ – это не толпа, а собрание личностей, в котором каждый отвечает за самого себя, но одновременно представляет собой «сынов Израиля». «Все в едином порыве» – это не по-еврейски, поскольку в итоге единый порыв всегда приводит только к Золотому тельцу, и лишь «мудрость сердца» может привести в Богу.