Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.05.2020
Несколько дней назад мне случилось переговорить с одним знакомым раввином, и он, на моё удивление, неожиданно выразил полную уверенность, что в Израиле эпидемия коронавируса закончилась. А на мой вопрос, отчего он в этом так убежден – ведь это не до конца бьётся со статистическими данными, – он ответил, как и положено раввину, со ссылкой на отрывок Пятикнижия, который правоверные иудеи будут читать в ближайшую субботу:
– Глава «Бемидбар» начинается с рассказа о внезапном пересчёте евреев в Синайской пустыне. Но давайте задумаемся, когда производится внеплановая перепись населения? Обычно по следам каких-либо бедствий или эпидемий – чтобы оценить урон в численности населения. И в этом символическом совпадении – выхода Израиля из карантина и чтении этого отрывка – мы видим намёк на то, что, мол, можете подводить итоги, поскольку самое страшное осталось позади.
Не буду скрывать, что такое толкование меня порадовало и вселило надежду, но соответствие этого умозаключения правде жизни я оставляю целиком на совести моего собеседника.
Надо отметить, что глава «Бемидбар» открывает собой целую книгу с аналогичным названием – четвёртую из Пятикнижия. Название «Бемидбар» можно дословно перевести на русский как «В пустыне», но по еврейской традиции эту книгу также называли «Торат пкудим», то есть «Книга исчислений», отчего в синодальном переводе она и получила имя «Книга Чисел». Но у слова «пкудим», помимо «арифметического», есть и другой смысл: «пкуда» на иврите означает «приказание», а чиновник, состоящий на службе у государства, называется столь нелюбимым многими израильтянами словом «пакид». Таким образом, выражение «Торат пкудим» можно перевести и как «Книга приказников», иными словами – служивых людей. А это уже, в свою очередь, перекликается с происходящим сейчас в Израиле, где после трёх внеочередных выборов подряд политикам наконец-то удалось сформировать правительство. Поскольку же книга «Дварим» содержит рассказ о бунтах и катаклизмах, через которые пришлось великому пророку Моисею и его брату первосвященнику Аарону провести народ, она является настоящим учебником политического лидерства. А потому очень хочется пожелать нашему старо-свежеиспеченному премьеру и его противнику, оказавшемуся теперь подельником, почаще в эту книгу заглядывать, чтобы понять, как политик, действительно пекущийся о благе народа, должен себя вести, не позволяя себе впасть ни в дешевый популизм, ни в самолюбование, а самое главное – не поставить свои личные интересы выше чаяний общества.
Причём общество – это не просто безликая масса, которую на властном олимпе принято презрительно называть электоратом. Ведь сам этот пересчёт – «исчисление всего общества сынов Израиля по семействам их, по отчим домам, по именам их» – призван напомнить о ценности (а точнее – бесценности) личности каждого, будь он министр или простой работяга. Ни у одного из них нет права возноситься над другим или в чем-то ущемлять его интересы – вот великий смысл этого пересчёта.
Одна из интересных особенностей книги «Дварим» в том, что она, несмотря на «скользящий» характер еврейского лунного календаря, всегда читается в субботу, предшествующую празднику Шавуот – Дню дарования Десяти заповедей. И в этом еврейские мудрецы находили ещё одно подтверждение этой идеи о всеобщем равенстве перед высшими ценностями, поскольку Десять заповедей касаются каждого – бедный они или богатый, светский или религиозный, блондин или брюнет. И у каждого еврея есть в этом мире миссия – нести эти ценности. Или, говоря словами Шолом-Алейхема, отыграть, стоя на крыше, свою мелодию на скрипке и при этом не сломать себе шею.