Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
21.08.2020
«Судей и стражей назначьте себе во всех городах ваших, и пусть они судят народ по справедливости. Не суди превратно, не будь пристрастен и не бери взяток, ибо мзда ослепляет мудрых и извращает слова праведников», – такими словами начинается библейская глава «Шофтим», которую будут провозглашать в синагогах в ближайшую субботу. И звучат эти слова актуально в любые времена и в любой стране. Но лично у меня при перечитывании этих строк возник рой ассоциаций, связанных с происходящим в родной нам всем Белоруссии.
К Минску прикованы сейчас взгляды всего мира, и поступающие оттуда новости об очередных силовых акциях белорусского ОМОНа, избивающего до полусмерти мирных граждан, просто не могут оставить равнодушным. Особо примечательно, как под копирку белорусские суды штампуют заранее неправосудные приговоры, в которых люди признаются виновными в том, чего даже не замышляли.
Вопиющее попрание закона, осуществляемое самими судьями, неминуемо ведет любое общество к гибели. Жизнеспособное общество может базироваться исключительно на справедливом суде. Именно поэтому вслед за знаменитым библейским удвоением – «К правде, к правде стремись!» – следуют слова: «дабы был ты жив».
Более того – в списке семи заповедей Ноя, появившихся в качестве послепотопного завета между Небесами и человечеством, одним из ключевых стало требование «установить справедливый суд», а общество, не сделавшее этого, названо идолопоклонническим, поскольку не уважает ни ценность человеческой жизни, ни справедливость – как и древние людоеды.
Если мы оглянемся в прошлое, то увидим, что падение многих великих империй начиналось именно с утраты их населением веры в возможность защитить свои права и добиться справедливости в суде. Это неминуемо подрывало доверие граждан ко всем ветвям власти в целом, а затем и уважение к самому государству. Так целые нации и империи утрачивали свою жизнеспособность, о чем, пожалуй, лучше многих написал в свое время Булат Окуджава:
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.
В сегодняшнем Израиле страсти вокруг судебной системы кипят, конечно, не так, как в Белоруссии, но жарче, чем во многих других странах. Против израильских судей выдвигаются порой весьма тяжкие обвинения, но, что показательно, отнюдь не во взяточничестве – почти никто в стране не сомневается, что в этом отношении наши судьи чисты. Но, как выясняется, взятка – далеко не единственное преступление, которое можно инкриминировать судьям, и примечательно, что текст Пятикнижия учитывает этот момент. Если бы единственным возможным грехом судьи было только взяточничество, то достаточно было сказать: «не бери мзды». Но текст гласит также: «не суди превратно и не будь пристрастен». И эти слова тут явно совсем не лишние, поскольку от природы человека никуда не уйти. Любой судья – даже самый честный – человек из плоти и крови со своими убеждениями и политическими взглядами, слабостями и стереотипами. И, конечно же, с личными симпатиями и антипатиями, которые невольно начнут склонять его решения в чью-то пользу. И в тот момент, когда эта пелена снова начнёт застилать ему глаза, судья должен вспомнить эти слова: «не суди превратно и не будь пристрастен». Как, в сущности, и каждый из нас должен вспоминать – и по много раз в день.