Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
18.12.2020
Много лет назад один из министров израильского правительства объяснял мне, в чём заключается разница между политиком и государственным деятелем – при том что оба они вроде занимаются одним и тем же. «Политик, – сказал он тогда, – живет сиюминутными интересами. Для него главное – снискать симпатии избирателя, и ради этого он готов раздавать любые обещания и принимать какие угодно решения. Политика не особо интересует, что эти решения ошибочны. Ведь если что – можно найти “козла отпущения”».
А вот государственный муж – это нечто совсем другое. Для него на первом месте – судьба его страны. Причем не только в ближней, но и в отдаленной перспективе. Поэтому он избегает популистских решений и может пойти на совсем непопулярные меры, кои могут стоить ему власти и плодами которых будут пользоваться уже его противники. Уинстон Черчилль в приписываемой ему фразе формулировал это так: «Государственный деятель думает о будущем страны, а политик – о ближайших выборах».
И тот разговор, и этот афоризм я вспомнил, перечитывая библейский отрывок «Микец», который будут оглашать в синагогах в ближайшую субботу. Повествует он о том, как Иосиф прошёл путь от самого последнего зэка до правителя Египта – история, которая затем многократно повторялась на протяжении тысячелетий.
Но самый странный её фрагмент касается, конечно, снов фараона. Этот сюжет – про семь тучных коров, вслед за которыми придут семь тощих – казалось бы, всем известен, изучен комментаторами вдоль и поперёк, стал основой художественных произведений и экономических теорий. Но меня не покидает вопрос: а что, собственно, такого сенсационного сообщил Иосиф фараону? Что вслед за семью тучными годами придут семь лет кризиса и неплохо бы уже сейчас начать делать резерв на чёрный день? Эка невидаль. Я думаю, что многие читатели нашего сайта пришли бы к точно таким же выводам.
Так почему же многочисленные министры фараона, сколько бы они ни толковали сон, не поняли этого, а отбывающий наказание зэк вмиг осознал? И хоть понято, что осознание ему, как и всем нам, даровано свыше, но в конечном счёте дело в том, что у прихвостней фараона не было государственного мышления, а у Иосифа оно было.
И именно в силу его наличия он не просто толковал, но дошёл до такой дерзости, что начал давать правителю советы, да ещё и почти в приказном тоне: «А теперь пусть фараон найдёт разумного и мудрого человека и поставит его над землёй Египетской. Пусть фараон отдаст распоряжение и назначит чиновников по всей стране, чтобы взимали они пятую часть урожая в тучные годы. Пусть собирают всё съестное в эти хорошие годы и копят хлеб, храня зерно в городах. И станет это запасом на семь лет голода, которые наступят – и не погибнет страна!» Звучит не просто как совет, а как план действий! Причём даже не на 7, а на 14 лет. Вот это, я понимаю, стратегическое мышление.
Но вот дальше происходит нечто совсем странное, на что мало кто из читателей обращает внимание. Сказал фараон придворным своим, как гласит библейский текст: «Найдем ли мы человека подобного, в котором дух божий?» Перед нами – явно завершающая часть долгого совещания во дворце. Фараон, очевидно, долго пытался найти достойного исполнителя этого плана среди коренных египтян. И, вероятно, не нашёл. Как такое возможно, что во всей стране не нашлось человека мудрого и разумного и пришлось поручать дело государственной важности зэку-иностранцу? Думаю, дело не в этом –. мудрые люди в Египте, конечно, были. Но вот ответственность на себя они взять были не готовы! А Иосиф был готов – и это еще одно ключевое отличие государственного деятеля от политика.
И вот эта-то ситуация потом не раз повторялась в истории: в Персии и Египте эпохи Птолемеев, Испании и Польше, России и США и во многих других странах, где в самые тяжелые периоды истории евреи неожиданно становились, по существу, вторыми лицами в государствах и, подобно Йосефу, избавляли их от бедствий.
Да и зачем заглядывать в историю других стран! В дни, когда я работал учителем в школе, я ежедневно проходил через сквер, в котором был установлен бюст какого-то там Ванникова. И лишь спустя много лет узнал, что в 1939–41 годах Борис Львович Ванников был наркомом вооружения СССР. Он был арестован 7 июня 1941 года, но уже в августе прямо с Лубянки доставлен в кабинет Сталина, который попросил его «обиды за случившееся не держать» и вручил ему ключи от всей оборонной промышленности СССР. И благодаря Ванникову Красная армия на протяжении всех лет войны не знала дефицита оружия и боеприпасов. Разве это не все та же история Иосифа?!
Сегодня мы видим, как многие страны мира переживают настоящий кризис лидерства. Вроде бы прежнему поколению политиков пришло время уходить на покой, а вот достойной альтернативы им почему-то не видно. А не видно все по той же причине: политиков много, а вот государственных деятелей, обладающих талантами и ответственностью Иосифа, не наблюдается. А между тем в наше непростое время всем народам нужны именно такие «государственные мужи» – пусть даже они и будут дамами.
Может, стоит вывесить объявление в разделе «Требуются»? Или по тюрьмам поискать?..