Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.03.2021
Еврейская традиция связывает эту историю с раввином Гиршем Горовицем, возглавившим после смерти своего великого отца еврейскую общину Франкфурта. Однажды опасавшийся кражи местный богач передал на время отлучки из города на хранение раввину значительную сумму денег. Раввин спрятал их внутрь стоявших в шкафу больших праздничных канделябров. Но когда богач вернулся в город и пришёл за своими деньгами, раввин никак не мог вспомнить, куда же он их положил. И сколько они с женой ни искали – найти не могли, хотя и перерыли весь дом.
Раввин был, конечно, в шоке и не представлял, откуда возьмёт такую крупную сумму денег, чтобы вернуть богачу. И тут жена вспомнила, что проработавший у них много лет в доме в качестве помощника ученик мужа по имени Майер-Амшель недавно уволился, а вслед за этим купил небольшую лавочку. «Любопытно, откуда у Майера-Амшеля взялись деньги на покупку лавки? И почему они у него появились именно сейчас?» – подумала рабанит и сделала однозначный вывод: «Все понятно! Это он украл деньги». И тут же поделилась этими подозрениями с мужем.
Раввин Горовиц поначалу отказывался в это поверить, поскольку юноша долго учился у него и жил в их доме и ни разу не был замечен ни в чем предосудительном. Однако в конце концов жена убедила его, что надо, по крайней мере, проверить эту версию. И раввин направился в лавку бывшего ученика.
Майер-Амшель мгновенно понял, что раввин подозревает его в краже, и сразу же признался в её совершении. Затем вынес раввину половину пропавшей суммы и пообещал в ближайшие дни продать лавку и вернуть оставшуюся половину.
Возвращался домой Горовиц со смешанными чувствами. С одной стороны, он был рад, что деньги нашлись, а с другой стороны – нет ничего больнее, чем разочаровываться в людях! А ведь он так любил Майера-Амшеля и так доверял ему! И, кстати, молодой человек сдержал слово – через несколько дней продал лавку и принёс деньги.
А еще через пару дней в дом раввина постучался полицейский и спросил:
– Скажите, у вас в последнее время ничего не пропадало? А то один из схваченных нами воров признался, что украл это у вас. – И с этими словами страж порядка выложил из мешка два тяжелых канделябра.
И тут раввин Горовиц всё вспомнил! И нашёл внутри канделябров оставленные богачом деньги.
Сразу после этого обескураженный раввин бросился искать Майера-Амшеля, но найти его оказалось не так-то легко: как выяснилось, после продажи лавки он переехал в другую часть большого и тесного франкфуртского гетто. Когда же раввину удалось найти своего бывшего ученика, он сходу спросил:
– Для чего же ты взял на себя чужую вину?!
И услышал поразивший его ответ:
– Во-первых, я понял, что подозрение так глубоко запало вам в душу, что даже если я буду отрицать, вы мне всё равно не поверите, – сказал юноша. – А во-вторых, я видел, в каком отчаянии вы находитесь, и хотел помочь вам.
Расчувствовавшийся раввин покаялся перед учеником за безосновательные подозрения, восхитился его человеческими качествами и благословил на большое богатство. И благословение это сбылось: в течение довольно короткого времени Майер-Амшель Ротшильд стал одним из богатейших людей Германии и основателем одной из самых могущественных банкирских династий в мире.
Эта история невольно перекликается с библейской главой «Пекудей», которую наряду с отрывком «Ваякель» будут читать в синагогах в ближайшую субботу. А начинается она как раз с того, что у Моисея дебет не сходится с кредитом: куда-то бесследно исчезли 1775 шекелей серебра! А ведь это были народные деньги, собранные на строительство Храма!
Потом – после проведенного на Небесах аудита – выяснилось, что это серебро ушло на крючки на столбах Храма и на серебряные нити, которыми украсили эти крючки! А впопыхах просто позабыли о таких деталях. Но в тот момент стоявший перед всем еврейским народом Моисей был в ужасе, что не в состоянии отчитаться за пропавшее серебро. И от одной мысли, что его могут заподозрить в расхищении общественного имущества, великого пророка обуял жгучий стыд. И это – урок лидерам всех наций на все времена: их поведение должно быть столь безупречным, чтобы их нельзя было даже заподозрить в коррупции. И нет для подлинного лидера любой страны ничего обиднее и позорнее такого подозрения.
А если уж оно и возникло – пусть и безосновательно, – то он должен не расправляться с политическими оппонентами, а постараться как можно скорее дать отчёт обществу, чтобы не потерять своего главного капитала – народного доверия. Увы, современные политики один за другим этот экзамен проваливают.