Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.04.2021
На днях улицы израильских городов огласила траурная сирена – в память о всех погибших в войнах и терактах, погибших сначала за создание еврейского государства, а затем – за право на его существование. И сколько бы вы ни жили в Израиле, к этому ежегодному зрелищу невозможно привыкнуть – оно всегда бьёт «обухом по голове». Словно какой-то незримый киномеханик остановил киноленту жизни, и на экране вдруг замерли города и поезда, автобусы и автомобили, люди и ветер. Над всей Землей Израиля звучит оглушительная сирена и в то же время стоит траурное молчание, ставшее мигом величайшего национального единения. И одновременно напоминания о том, какой дорогой ценой досталось евреям их государство и скольким сыновьям и дочерям народа пришлось принести себя в жертву ради этой великой цели.
А на следующий день по всей стране задымили мангалы, на улицах запахло шашлыками и под звуки идущего по телевизору праздничного концерта брызнуло из бутылок шампанское по бокалам. Это вступил в свои права радостный праздник – День независимости.
И к этому стремительному переходу – от скорби к радости – я тоже за тридцать лет жизни в Израиле так и не смог привыкнуть. Лишь недавно прочитал, что в свое время в Кнессете шли ожесточенные споры: стоит ли «накладывать» эти две даты – День памяти и День независимости. Но в итоге победила точка зрения, что эти две даты неразделимы, ибо не может быть праздника без горечи, а горечи – без ощущения, что жертвы были не напрасны.
Примечательно, что в эту субботу в синагогах будут читать библейскую главу «Шмини», основной нерв которой связан с трагической гибелью обоих сыновей первосвященника Аарона. И можно представить, что творилось в душе отца, потерявшего разом двоих сыновей. Какая великая скорбь его охватила! Если бы он разрыдался и начал биться головой о землю, наверняка все бы поняли его. Но именно тут библейский текст подчёркивает: «И молчал Аарон». И в этом молчании был заключен урок всем последующим поколениям еврейского народа.
И сколько раз за минувшие годы мне приходилось воочию видеть это «молчание Аарона» – то невероятное мужество, с которым матери и отцы наших погибших ребят принимали страшную весть. И, подобно Аарону, не только не сламывались, не впадали в отчаяние, но и превращали свою жизнь в служение обществу с тем, чтобы увековечить память о детях. Одна из таких женщин – Мирьям Перец, двое сыновей которой геройски погибли во время службы в армии – на днях выдвинула свою кандидатуру на пост президента Израиля.
Существует бесчисленное множество комментариев, детально разбирающих, за что же, собственно, погибли сыновья Аарона. Но все они сходятся в одном – их кончина стала освящением имени Всевышнего. И лично для меня все погибшие за Израиль также освятили Его имя, отдав свою жизнь за реализацию Его воли – чтобы еврейский народ продолжил свой путь в истории на своей земле.