Top.Mail.Ru

Ты чья, земля?

07.05.2021

Казалось бы, где евреи, а где сельское хозяйство? Но как евреи оказались создателями передового метода земледелия, разбирался наш корреспондент.

В эту субботу в синагогах будут читать библейскую главу «Беар», которая легла в основу еврейской аграрной культуры – не смейтесь, такая бывает, – поскольку именно в этом отрывке была сформулирована идея «Седьмого года». «Шесть лет засевай своё поле и шесть лет собирай с него урожай. А седьмой год будет у тебя субботним – прекращай всякие работы на земле», – гласит текст Пятикнижия.

Впоследствии этот библейский подход был принят и другими народами, поскольку учёные доказали – земле действительно нужен отдых, чтобы избежать нещадной эксплуатации. Да и последующие урожаи будут мощнее. Но тысячелетия назад идея отказа на целый год от обработки, засева и сбора урожая казалась почти убийственной – ведь крестьяне фактически жили с этой земли. Да и в современном Израиле этот закон соблюдается далеко не всеми – сложно фермеру удержаться, ведь он финансово заинтересован в постоянном сборе урожая.

Понятно, что за многие годы этот закон оброс многими историями, в которых Небеса награждают щедрым, а то и двойным урожаем фермеров в шестой год, чтобы и они, и земля могли спокойно отдыхать в седьмой. Но из всех историй мне особенно запомнилась одна, рассказанная самим фермером. Он, простой работяга, далекий от религии, да и от образования вообще, всю жизнь прожил в сельской местности, обрабатывая своё поле. Но как-то, будучи по делам в городе, он случайно оказался на лекции раввина и услышал, что дающему покой земле в седьмой год будет дарована щедрая награда свыше. И как человек простой, но хваткий, он подошел к раввину после лекции и спросил, может ли тот ему гарантировать, что если он не станет ни пахать, ни сеять, ни жать в седьмой год, то ему покроются все убытки, да еще и будет большая прибыль в следующем году?

Раввин растерялся и не знал, что ответить. А фермер прицепился: так гарантирует раввин или не гарантирует? А если не гарантирует, то зачем вообще языком об этом трепался?!

Не зная, что делать, раввин позвонил великому каббалисту Ицхаку Кадури и спросил, можно ли в таком деле вообще что-то гарантировать.
– Это, конечно, невероятная наглость, но ты дай ему гарантию, – ответил раввин Кадури. – А Всевышний найдет способ выполнить обещанное в своей Книге.

И в седьмой год наш фермер отказался от какой-либо работы на земле под кривые усмешки соседей. А когда год кончился, вместе с ним почти закончилась и посевная. И ему надо было очень поспешить с новыми посадками, но в семенном фонде ему заявили, что он сильно опоздал и все семена уже давно распроданы.
– Впрочем, – сказал кладовщик, – у меня осталось несколько мешков с семенами сельдерея, но они считаются чуть подпорченными, да и особого спроса на сельдерей в Израиле нет, так что бери их бесплатно.

Делать нечего – лучше сельдерей, чем ничего. Тем более что к нему полагалась гарантия от Б-га. В общем, засеял фермер всё своё поле сельдереем, и надо сказать, что тот не просто пророс, а дал знатный урожай. Вот только что с ним делать, оставалось совершенно непонятным.
– Придурок, куда ты денешь столько сельдерея?! – смеялись соседи.

Но смеялись они недолго. Прошла всего неделя, как в доме нашего фермера появился сотрудник отдела экспорта Министерства сельского хозяйства, который сообщил, что в Европе из-за засухи погиб весь урожай сельдерея, а жизни европейцы без него не представляют и готовы в этой ситуации платить тройную цену. Так что министерство немедленно выкупает у фермера весь урожай втридорога.

Возвращаясь к этому библейскому отрывку, надо отметить, что многие его комментаторы, как еврейские, так и нееврейские, обращали внимание, что в этой идее – дать земле отдохнуть – сформулировано отношение к ней, как к живому существу, которому, подобно людям, тоже положен покой. Но для человека и для планеты время течёт по-разному, оттого мы отдыхаем каждую субботу, а земля – раз в семь лет.

Кстати, эта мысль отнюдь не такая парадоксальная и иррациональная, как может показаться на первый взгляд. И за доказательством далеко ходить не нужно: согласно данным природоохранных организаций, за год эпидемии коронавируса – когда люди перестали толпами путешествовать по миру и остановились многие производства – почва, вода и атмосфера нашей Земли в самых разных её точках значительно очистилась и стала куда более пригодной для жизни. Получается, что на самом деле эпидемия, которая кажется нам абсолютным злом, в итоге отчасти идёт на благо планете, а значит, в конечном итоге и нам, и нашим потомкам.

{* *}