Top.Mail.Ru

Дайте два!

28.05.2021

Почему песня «Только раз бывает в жизни встреча» – совсем не еврейская опера, объясняет наш колумнист.

Перечитывая библейскую главу «Беаалотха», которую будут торжественно оглашать в синагогах в ближайшую субботу, я вспомнил историю, рассказанную знакомым, бывшим в своё время одним из создателей известного израильского издательства, затем – в силу крутого поворота судьбы – сначала видным партийным, а потом и профсоюзным функционером. При этом он принадлежал к тем хабадникам, которые даже в СССР сохраняли верность Торе и своему Ребе.

Так вот, лет двадцать назад пришло ему время женить среднего сына. Женили его, как и принято в ортодоксальной среде, с помощью сватовства. Причём невеста отыскалась на другом краю света – в Австралии. Но молодые люди понравились друг другу, да и грех был упускать такой шанс – невеста была красавицей, хабадницей и вдобавок дочерью мультимиллионера. А на обещанное с ней приданое, выражавшееся шестизначным числом, молодые могли и дом купить, и новый бизнес открыть, да и вообще безбедно жить. Так что вскоре семья засобиралась в дальнюю дорогу – на свадьбу сына. Причем в гостях у новых родственников они собирались провести месяц – на меньший срок ехать в такую даль не имело смысла.

«Короче, прибыли мы в Сидней, – рассказывал мой приятель. – И поначалу всё шло замечательно: улыбки, объятия и совершенно грандиозная свадьба. Но через пару дней всё переменилось. И мой новый родственник-миллионер стал отводить от меня глаза, очень сухо разговаривать, а затем и вовсе избегать встреч со мной. И с каждым днем его странное отчуждение нарастало.

Наконец по окончании праздничной недели я пришёл к нему в кабинет и напрямую спросил, в чём дело.
– Если наша семья не пришлась к вашему богатому двору, то мы можем хоть завтра же уехать, – сказал я.
– Не сердись, – ответил он, – дело не в вас. Это у меня проблемы. Несколько дней назад акции моей компании поползли вниз, а на сегодняшний момент я почти полностью разорён.

Я смотрел на него и видел, насколько же он, привыкший повелевать миллионами, униженно себя чувствует.
– Даже обещанного приданого дать не смогу, – совсем опечаленно сказал он и то ли в шутку, то ли всерьёз добавил: – По еврейскому закону твой сын имеет право развестись с моей дочерью. Я все сказал, а теперь делай, как знаешь.

Времена, конечно, уже не те, чтобы из-за приданого разводиться. Но в результате молодые не остались в Австралии, а поехали с нами в Израиль.

Вот так мы с тем миллионером и расстались. Я все эти годы, разумеется, следил за тем, как у него идут дела. Знал, что он и в самом деле потерял почти всё, а потом оказался под судом по обвинению в обмане вкладчиков. Так прошло пять лет. За это время сын подарил мне уже троих внуков. А тут раздаётся звонок в дверь – и на пороге он: постаревший, чуть даже иссохший, но с той, прежней улыбкой на лице, распростёртыми объятиями и кейсом в руках:
– Я снова встал на ноги и принёс обещанное приданое! – с порога заявил он».

***

Историю эту я вспомнил потому, что в нынешней недельной главе есть среди многих одна заповедь, о которой многие просто не знают. А ведь это не просто заповедь, но дарованное свыше право на второй шанс.

«За что мы лишены возможности принести жертвоприношение, в отличие от всех остальных сыновей Израиля?» – вопрошали, согласно библейскому тексту, находившиеся в отлучке или больные. И им был дан через Моисея ответ: «Всякий, кто нечист или находился в дальнем пути – из вас или ваших потомков, – всё равно должен принести пасхальную жертву Б-гу. Пусть такие люди приносят её во второй месяц, на четырнадцатый день в сумерки. И пусть едят её с мацой и горькими травами».

Говоря попросту, если в силу неотвратимых жизненных обстоятельств еврей не смог отпраздновать Песах таким образом, как это полагается, то он сможет сделать это ровно через месяц, в том числе провести полноценный пасхальный седер.

Это удивительный фрагмент. И лично мне в нём видится нечто большее буквального смысла. Ведь не секрет, что в итоге наша судьба складывается из различных возможностей, которые были дарованы нам свыше, за вычетом тех, которые мы упустили по собственной глупости или в силу сложившихся обстоятельств. И некоторые всю жизнь сокрушаются о тех упущенных возможностях, думая, что в противном случае у них все сложилось бы иначе.

Так вот, Пятикнижие устами Моисея говорит нам: человеку всегда дарован второй шанс, а вот упустим ли мы и его, так же как и первый, зависит уже только от нас. История о том, что «только раз бывает в жизни встреча», – это совсем не еврейская песня. И если бы Б-г ограничивался выдачей только одного шанса, то нас давно бы уже не существовало.

Кстати, в этом библейском отрывке содержится и рассказ об очередных стенаниях скитающихся по пустыне евреев, которым обрыдло питаться одним манном небесным и хочется обратно – в сытое египетское рабство. И один из уроков этой истории заключается, безусловно, в том, что нет ничего более бессмысленного, чем жить прошлым, да еще и лгать самому себе, идеализируя его – идет ли речь о Египте или канувшем в Лету Советском Союзе. До добра такая попытка никогда не доводит, зато может помешать вам адекватно воспринимать то, что происходит с вами в настоящем, и вы прозеваете тот самый второй шанс, с помощью которого могли бы к лучшему изменить собственное будущее.

{* *}