Top.Mail.Ru

Еврей задним умом

11.06.2021

Как не оказаться слепым орудием в руках мерзавцев, объясняет наш колумнист.

Перечитывая библейский отрывок «Корах», я каждый раз думаю, что самый нелегкий выбор, который приходится делать человеку в жизни, – это прежде всего выбор, кого считать «своими», а кого – «врагами», на чьей стороне правда, а на чьей – ложь и под чьи знамена в итоге тебе следует встать. Это тот выбор, который рано или поздно приходилось делать всем вне зависимости от места и эпохи. Мало кому удавалось занять позицию «над схваткой», да и большинство из них в итоге были раздавлены в той же схватке.

Проблема заключается в том, что это только в детстве мир с легкостью делится на «плохих» и «хороших», «правых» и «неправых», «нормальных» и «неправильных». Но чем дольше живешь на свете, тем больше понимаешь, что каждая из противоборствующих сторон убеждена, что именно она олицетворяет собой Свет и Правду, а ее противники – Тьму и Ложь, и у каждой из сторон есть вполне убедительные, тщательно продуманные доводы в пользу своей точки зрения.

Недавно мне снова пришлось заниматься судьбой Исаака Бабеля. И я против своей воли, не без чувства омерзения прикоснулся к судьбе следователя, который вел дело великого писателя и многочасовыми садистскими побоями выбивал из него требуемые показания. Следователя звали Борис Вениаминович Родос. Он был скромный мелитопольский еврей, начинавший свою взрослую жизнь в качестве упаковщика в овощной лавке. А затем через его пыточный кабинет прошли многие выдающиеся военачальники, организаторы производства, деятели искусств. А когда его самого – уже после смерти Сталина и разоблачения культа личности – приговорили к расстрелу, то Родос писал ходатайства о помиловании, в которых утверждал, что «стал слепым орудием в руках Берии» и свято верил в правильность линии партии.

Думаю, Родос говорил правду о своей святой и слепой вере в правильность линии партии. Да и нацистские преступники наверняка истово верили, что, очищая мир от евреев, они делают его лучше, и только потом осознали, что были «слепым орудием в руках Гитлера». И ключевым словом здесь является слово «потом» – после того как наступил момент отрезвления и истины.

Ровно по этой фабуле развивались события и в библейской главе «Корах». Собрались 250 «вождей общины», «представителей общества», «людей именитых» и обвинили Моисея в узурпации власти. «Полно вам! В этой общине все святые. Отчего же вы возносите себя над всеми?» – бросили они в лицо Моисею и Аарону жёсткие слова.

Ну и скажите мне, а что, собственно говоря, плохого в том, чтобы высказать лидерам несогласие с их действиями и указать на превышение ими своих полномочий? Разве такую прямоту и смелость не следует лишь приветствовать?!

А дальше уж вообще придраться почти не к чему – ведь суть обвинений такова: «В землю, текущую молоком и мёдом, ты нас так и не привёл. Не дал нам ни участка в поле, ни виноградника. Людям ты глаза не выколешь: они всё видят!» И что на это скажешь? Сущая правда! И ведь действительно не выколешь же глаза людям.

Давайте признаемся: если бы мы не знали, что по итогу правда оказалась на стороне Моисея, то каждый из нас, будь тогда он в пустыне, без всяких сомнений был бы на стороне Кораха и других бунтовщиков – ведь они боролись с тиранией и несправедливостью. А потом мы бы с чистым сердцем объясняли, что просто «стали слепым орудием в руках Кораха».

Но легко быть умным задним числом. Гораздо сложнее не стать таким «слепым орудием» в недостойных руках, особенно если вы невольно являетесь свидетелем и участником исторических событий, куда больших по масштабу, чем краткосрочный бунт Кораха.

И главное правило в такой ситуации – не дать себе слепо поддаться той или иной идеологии. Каждый должен помнить, что самые большие злодеяния на земле творились под очень привлекательными лозунгами, прикрывались высшими идеалами и самой изощренной демагогией. И только отдалившись от вещателей этих лозунгов, «не притрагиваясь ни к чему, что им принадлежит», как призывает нас библейский текст, и можно оценить, к чему же они на самом деле призывают и что ими движет.

И как только демагогическая обёртка с речей алчущих власти будет сорвана, мгновенно проступают их подлинные мотивы, которыми обычно оказываются, как и в случае с Корахом, личная ненависть, жуткая зависть и непомерная жажда власти. Власти, которая не полагается им ни по чину, ни по уму, ни по заслугам.

Ну и, само собой, всегда следует помнить бессмертный наказ Галича:

Не бойтесь хвалы, не бойтесь хулы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, КАК НАДО!»
Кто скажет: «Идите, люди, за мной!
Я вас научу, КАК НАДО!»

{* *}