Поперёк батьки в царство

02.07.2021

Как передавалась власть в Израиле в библейские времена и откуда берутся еврейские преемники сейчас, разбирался наш исторический корреспондент.

Около месяца назад в Израиле после двух лет непрерывных выборов наконец-то сформировано новое и очень разношерстное правительство. Сам состав нынешней коалиции и оппозиции чётко обозначил как раскол в израильском обществе, так и тот кризис, который сегодня переживает заложенная в основу еврейского государства сионистская идея. Споры вокруг самой легитимности этого правительства продолжаются, а главная тревога израильтян связана сейчас с личностью нового премьер-министра Нафтали Беннета – как он проявит себя в качестве национального лидера и окажется ли способен решать стоящие перед страной проблемы (https://jewish.ru/ru/events/israel/196777/).

Понятно, что возглавлять любое государство – задача необычайно сложная и ответственная, и далеко не каждый политик может потянуть эту роль. И всё же стоять во главе Израиля – дело совершенно особое. Силы, которые мечтают сбросить евреев в море, никуда не делись: они постоянно дают о себе знать и из далекого Тегерана, и с северных и южных границ. Как, впрочем, и яростное противостояние между двумя лагерями внутри страны, и постоянное балансирование экономики между кризисом и процветанием.

В связи с этим я вспоминаю одну из финальных глав мемуаров Ицхака Рабина – ту, где он рассказывает о ситуации, сложившейся перед выборами 1974 года. Тогда свои претензии на пост лидера партии «Авода» и премьер-министра предъявил его давний внутрипартийный оппонент – Шимон Перес. И Рабин направился в гости к министру финансов Пинхасу Сапиру, бывшему тогда также одним из самых популярных политиков страны.
– Пинхас, – прямо сказал он, – я хочу знать, будешь ли ты сам баллотироваться? Если да – я отойду в сторону. Если нет, то я заявлю свои претензии на этот пост, так как допустить на него Переса я не могу!
– Если бы мне предложили на выбор стать премьер-министром этой страны или прыгнуть вниз головой с двадцатого этажа, я бы выбрал второе! – ответил Сапир.

И вот сейчас израильтяне находятся в явном замешательстве. Даже противники бывшего премьера Биньямина Нетаньяху, предъявляя ему массу претензий и называя тысячи причин, по которым он должен был уйти в отставку, признают, что он, безусловно, является политическим титаном, этаким мастодонтом, а за годы его премьерства экономическое и внешнеполитическое положение Израиля вышло на совершенно иной уровень. И даже самые большие сторонники Нафтали Беннета с тревогой следят за его первыми шагами и задаются всё тем же вопросом: «А потянет ли?!».

Об этом – как должна проходить смена власти – и повествует библейская глава «Пинхас», которую евреи будут читать в синагогах в эту субботу. В этом отрывке Моисей узнаёт, что дни жизни его подошли к концу. «Взойди на гору Перехода и посмотри на землю, которую Я дал сынам Израиля. И когда увидишь ты её, то приобщишься и своему народу, как приобщился брат твой Аарон», – гласит отрывок.

Какая страшная, на первый взгляд, трагедия: уйти в тот момент, когда вот-вот должно свершиться главное дело твоей жизни – евреи войдут в Святую землю, – так и не увидев, как это свершится! Но, с другой стороны, чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что такова участь большинства из нас, и особенно самых великих сыновей и дочерей человечества – мы уходим, так и не завершив тех дел, которые считали самыми важными в своей жизни.

И Моисей это прекрасно осознавал, поскольку даже не пытался возражать и спорить с Тем, с кем, вообще-то, привык ожесточённо торговаться. Лишь об одном просил: «Да назначит Тот, кто даёт дыхание всему живому, человека над обществом, который будет вести их – чтобы община не была подобна стаду без пастуха».

Обратите внимание: Моисею и в голову не приходит, что его власть над народом должна быть передана по наследству его детям, внукам или каким-либо иным родственникам – и это важный урок! А в описании выбора преемника, произошедшего по воле Небес, названо главное его качество: «Возьми себе Йегошуа, сына Нуна – человека, в котором есть дух, – возложи на него руку свою!»

Но как понимать эти ключевые слова: «человека, в котором есть дух» – вот вопрос, который волновал комментариев Пятикнижия во все времена. И тут стоит вспомнить, что нам доводилось видеть Йегошуа в различных кризисных ситуациях. Он сопровождал Моисея на гору Синай, когда тот поднимался получать Десять заповедей. И был рядом с ним в самый острый и драматический момент – когда Моисей разбил Скрижали Завета. И ещё – Йегошуа, в отличие от большинства разведчиков, был убеждён, что у евреев хватит сил одолеть всех своих врагов и завоевать Землю Израиля.

Отсюда еврейские мудрецы и делали выводы, что «муж, в котором дух» – а в иврите слово «руах» одновременно означает и «дух», и «ветер», – это лидер, который умеет выстоять перед любым бушующим ураганом и может при необходимости идти «против ветра», если это соответствует интересам народа. Соответствует ли новый глава правительства Израиля всем этим требованиям? Жизнь очень скоро нам это покажет.

Комментарии