Top.Mail.Ru

Что снится Рабиновичу

26.11.2021

Как каббалисты трактуют сны, бывают ли у евреев они вещими и при чём тут Зигмунд Фрейд, разбирался наш корреспондент.

Думается, каждому из нас хотя бы раз в жизни снился если не вещий, то по меньшей мере очень загадочный сон, над смыслом которого мы потом долго ломали голову. Не секрет, что еврейская традиция придает снам колоссальное значение, и в наших классических текстах содержится множество рассказов о снах – Авраама и Яакова, Гидеона и Соломона и множества других. А уж сколько написано о снах в Талмуде! Да и каббалисты посвятили немало трудов природе сновидений и путям их разгадки.

Как считается, первую научную теорию толкования сновидений создал опять-таки еврей – Зигмунд Фрейд, утверждавший, что любой сон отражает наши самые потаенные мысли и желания. Впрочем, в этом нет ничего нового: согласно старой еврейской поговорке, «курице снится мешок проса, а царю – что он покоряет весь мир».

В центре библейского отрывка «Ваешев», который евреи будут торжественно читать в синагогах всего мира в ближайшую субботу, тоже история о снах. Точнее – о главном еврейском сновидце. А заодно – важнейшем их толкователе.

В сущности, именно сны стали причиной всех крутых виражей в жизни Иосифа. Не расскажи он братьям о снах, в которых он властвует над ними, вероятно, и его жизнь, и вся история еврейского народа, да и всего человечества сложилась бы по-другому. Даже из прямого текста Пятикнижия видно, что сам Иосиф навязал братьям все эти разговоры – «Ну, послушайте, пожалуйста, какой сон мне приснился!» – а они ведь поначалу и слушать его не хотели. И поведал им Иосиф, как одиннадцать звёзд – то есть они, братья – ему поклонятся. А заодно Солнце и Луна тоже поклонятся.

Таких разговоров не выдержал даже отец Яаков, любивший Иосифа больше других сыновей. «Может, ещё и я, и мать твоя придём к тебе на поклон?» – с сарказмом отрезвил сына Яаков. Но как гласит библейский текст, «рассказ этот запомнил» – чуял великий праотец, куда дует ветер истории.

А братья, видимо, читали Фрейда, ибо решили: сны Иосифа просто отражают тайное желание – воцариться над ними. Короче, заподозрили его в диктаторских наклонностях, а нет для еврейского национального характера ничего более ненавистного – именно поэтому на протяжении всех последующих веков евреи будут находиться в первых рядах любых мятежей и революций. Вот и избавились братья от начинающего диктатора. Хорошо, что хоть не убили, а только в рабство продали.

Но и в Египте – туда работорговцы привезли Иосифа – именно сны перевернули его будущее. Растолковав фараону сон про семь тучных и семь худых коров – а в сущности, объяснив, казалось бы, банальные вещи: за годами экономического роста последует спад, и неплохо бы подготовить резервы, – он сделает блестящую политическую карьеру. Возвысится настолько, что станет в результате премьер-министром Египта – крупнейшей сверхдержавы того времени. И его юношеские сны сбудутся на все сто: братья с отцом придут к нему на поклон.

***

В Иосифе, по сути, воплотились две самые главные, очень типичные черты еврейского народа. Во-первых, умение выживать в любой самой трудной ситуации, вылезать из самой глубокой ямы и подниматься на вершины успеха – вся еврейская история опять-таки полна примеров таких личностей, и потому наряду с «парадигмой Моисея», о которой в свое время писал Рафаил Нудельман, существует и «парадигма Иосифа».

А во-вторых, наш народ всегда был народом-сновидцем, народом-мечтателем, умевшим воплощать любую самую, казалось бы, несбыточную мечту в жизнь. Не случайно в иврите слово «халом» означает одновременно и «сон», и «мечту». А одной из самых известных жемчужин еврейского фольклора стали рассказы о мудрецах местечка Хелом – кстати, вполне реального городка в Польше. Эти рассказы обычно вызывают улыбку, а то и гомерический хохот над пустыми мечтаниями и схоластическими размышлениями их героев, но задумавшись, осознаёшь, сколько в них глубинной мудрости и иносказаний.

Но расскажи даже Хеломским мечтателям, что спустя столетие-другое у их потомков будет своё государство, одержавшее победы в многочисленных войнах и ставшее, несмотря на свои крохотные размеры, региональной сверхдержавой – и смех был бы куда громче. Однако вот автор этих строк, как и миллионы других евреев, живёт в этом государстве, которое считается абсолютным мировым лидером в области высоких технологий, а валюта которого является самой устойчивой в мире. Да такой, что доллар и евро по отношению к ней катастрофически катятся вниз.

Но ведь на протяжении двух тысячелетий настоящие еврейские мечтатели не сомневались – так оно в итоге и будет. И ежедневно повторяли слова древнего псалма: «Когда возвратит нас Бог в Сион, мы будем как во сне». А начиналось всё с тех снов Иосифа, пригрезившихся ему в ночи в земле Ханаанской.

{* *}