Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
25.02.2022
Эти строки пишутся в то самое время, когда в Израиле бушует скандал вокруг депутата Кнессета Давида Амсалема. Как только Верховный суд отклонил очередной его иск, он обрушился с критикой на председателя суда Эстер Хают – мол, она перед вынесением решения «перепила виски». А заодно обвинил её в том, что она, будучи ашкеназской еврейкой, «ненавидит всех амсалемов, махлюфов и битонов» – то есть сефардскую общину.
Судья Хают в ответ напомнила, что живя ребёнком в барачном лагере для новых репатриантов, она в грязи под проливными дождями, как и все остальные «гершковичи и рабиновичи», играла с «амсалемами, махлюфами и битонами». А затем училась с ними в школе и провела жизнь. И ничего, кроме бесконечной любви, к ним не испытывает. «И кстати, – игриво добавила главная судья страны, мечтавшая в своё время сделать карьеру поп-певицы, – арак я люблю больше, чем виски».
Должен признаться, что у меня, как и у Амсалема, да и у многих других израильтян, есть немало претензий к нашей судебной системе. Но слова депутата иначе как гнусностью не назовешь. И это опасная гнусность, поскольку нет ничего страшнее для народа, чем внутренние раздоры.
Видимо, не случайно нынешняя библейская глава «Ваякель», которую будут читать в синагогах в эту субботу, начинается словами: «И собрал Моисей все общины Израиля». Да и от её названия, «Ваякель», происходит хорошо знакомое многим слово «кагал» – «общность, община», – которое нередко наши доброжелатели произносят едва ли не презрением, имея в виду нашу еврейскую солидарность друг с другом.
Но тогда, на заре нашей истории, евреи были отнюдь не едины – они разделялись по семьям, коленам, взглядам и подходам к жизни. И Моисею крайне важно было собрать их всех вместе – объединить общей национальной идеей и общими ценностями. А главное –чувством единения. Чтобы при всех различиях они оставались единой общиной.
И следует признать, что именно община была и остается нашим самым главным секретом выживания в истории. Сама судьба еврейского народа доказывает, что многие наши беды, включая разрушение Иерусалимского храма и утрату государственности, связаны именно с тем, что евреи начали делить себя на «амсалемов» и «рабиновичей». И так увязали в собственных внутренних дрязгах, играя на руку своим врагам. И потому нет ничего омерзительнее, когда внутри нас – не важно, среди «амсалемов» или «рабиновичей»! – находятся люди, которые вновь пытаются поднять на щит внутринациональный раздор и разжечь ненависть в среде еврейского народа.
Это особенно нелепо в наши дни, когда в Израиле ежедневно совершаются сотни межобщинных браков. И уж просто смешно после популяризации ДНК-тестов, доказавших, что разделение на ашкеназов и сефардов абсолютно условно. Взять, к примеру, семью Любавичских ребе или же бывшего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху! Казалось, ашкеназы – дальше некуда. Но обе семьи, как выяснилось, имеют сефардские корни!
Евреи всегда были сильны именно своими общинами, каждый член которой знал: какая беда с ним бы ни приключилась, кагал не оставит его семью голодной, сыновей – без профессии, а дочерей – без приданого.
А если в какой-то общине случалась беда, другие спешили ей на помощь вне зависимости от того, где родился тот или иной её член. Так было в дни погромов Богдана Хмельницкого, когда еврейская община Османской империи усыновляла сотни еврейских сирот с Украины и Польши. Так было в годы Великой Отечественной войны, когда бухарские, горские и грузинские евреи принимали своих братьев из мест, оказавшихся под пятой нацистов. И на принципе, что все собравшиеся на исторической родине евреи, откуда бы они ни были, являются единой общиной, и строилось нынешнее Государство Израиль.
В этом библейском отрывке впервые появляется и другое значимое словосочетание, достойное особого осмысления – «мудрость сердца». Мы, увы, далеко не всегда осознаем, что ум и мудрость – вещи совершенно разные, а подлинная мудрость действительно идет отнюдь не от головы, а от сердца. И так же, как по точному замечанию Батюшкова, «память сердца» сильней «рассудка памяти печальной», так и мудрость сердца сильнее любой рассудочной мудрости. Не случайно основатель хасидизма Бааль Шем Тов говорил, что Тору следует пропускать именно через сердце. Да и саму принадлежность к единому народу следует чувствовать в первую очередь именно сердцем. И тогда внутри тебя он перестает делиться на «амсалемов» и «рабиновичей».