Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.05.2022
Как-то так получилось, что я никогда в жизни никому не завидовал. Когда у тебя есть любимые работа, женщина и семья, то нет и повода для зависти. Но если кому-то и стоит завидовать, так это израильским учителям, преподавателям и научным работникам. Во-первых, как у преподавателей во всем мире, у них очень большой отпуск. А во-вторых, каждый седьмой год с момента начала трудовой деятельности у них еще есть шаббатон – дополнительный отпуск длиною в год, в течение которого им не только выплачивается зарплата, но и предоставляется стипендия на прохождение различных курсов, призванных расширить их кругозор, повысить квалификацию и вообще заняться саморазвитием. Подобная практика внедрена и среди преподавателей и учёных в ряде западных университетов.
Право на шаббатон – это, возможно, самое главное достижение израильских профсоюзов, организаций, казалось бы, совершенно социалистических, но в основе этой нормы лежит библейская идея о «седьмом годе». В этот год на Земле Израиля должны быть прекращены все сельскохозяйственные работы, а выросший сам собой урожай принадлежит не хозяину поля или сада, а всем, кто пожелает им воспользоваться.
Именно этим открывается библейский отрывок «Беар», который будут читать в ближайшую субботу во всех синагогах диаспоры. «И сказал Всевышний Моисею на горе Синай: “Когда вы войдете в страну, которую Я даю вам, земля должна соблюдать субботу. Шесть лет засевай поле своё и собирай урожай, а на седьмой год будет Шаббат – прекращай работы на земле, поле не засевай и свой виноградник не обрезай”», – гласит текст Пятикнижия
Сейчас у нас в Израиле как раз такой год – год «шмиты», и во исполнение этой заповеди многие поля и сады в Израиле стоят с неубранным урожаем, а их хозяева публикуют в сетях призывы ко всем желающим приехать и совершенно бесплатно набрать выросшие на деревьях яблоки, персики, апельсины и другие фрукты без всяких ограничений в количестве. Потому что использовать этот выросший сам собой урожай в коммерческих целях все равно нельзя.
Один мой знакомый фермер, занимающийся выращиванием фиников, говорит, что в этом году урожай получился заметно больше, чем в предыдущем, и если бы он мог его собрать, то заработал бы, соответственно, куда больше, чем год назад, но как человек религиозный не может этого сделать. Больше того – фактически он в этом году остался вообще без заработка, и ему только остается надеяться, что в следующем году Небеса в качестве награды за столь трепетное отношение к заповедям возместят ему понесенные убытки сторицей.
Наши мудрецы, комментируя эту главу, всегда задавались вопросом: почему в тексте Пятикнижия специально подчёркивается, что эта заповедь была дана на горе Синай – разве все остальные заповеди были получены не там же?
Согласно одному из объяснений, этот закон настолько противоречит эгоистической природе человека – ну как, в самом деле, можно пренебречь заработком и отказаться от того, чтобы собрать выросший на твоей земле урожай, что у любого человека неминуемо возникнет желание обойти этот закон, и потому в тексте отдельно напоминается – этот закон, как и Десять заповедей, даны на горе Синай!
Глубинный смысл этого закона, не вмещающегося в обычное человеческое сознание, а потому явно ниспосланного свыше, в том, чтобы еще раз подчеркнуть: ни один из нас не является полновластным хозяином своей земли, даже если она принадлежит ему по всем документам. Есть на неё хозяин свыше.
Ещё один вопрос, который неминуемо возникает: хорошо, с землёй понятно – она должна отдохнуть от созидательной деятельности человека, которая, как мы уже знаем сегодня, далеко не всегда идет ей на пользу, – а человеку зачем даётся этот год?
На этот вопрос наши мудрецы дали много ответов, но мне лично нравится этот: закон о седьмом годе дан, прежде всего, чтобы позаботиться о человеке. Ведь изо дня в день, из года в год жизнь каждого из нас подчинена рутине и заботе о добыче хлеба насущного. Мы занимаемся ежедневно, по сути, одними и теми же делами: работаем, в перерывах – едим, в оставшееся время перебрасываемся парой слов с близкими людьми и отправляемся спать, чтобы утром начать всё сначала. И вдруг в седьмой год тебе говорят: «Остановись! Вот тебе целый год, чтобы задуматься о вечных вопросах бытия или заняться собственным ростом!»
И с этой точки зрения закон о «шмите» – это величайший подарок Творца не только земледельцам, труд которых особенно монотонен и утомителен, но и всему еврейскому народу. Вот почему мне жалко, что сегодня в Израиле этот закон распространяется пока только на фермеров, учителей и учёных. А так хотелось бы, чтобы право на шаббатон было у всех!