Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.03.2023
Недавно мне довелось быть свидетелем забавного спора между молодым евреем, только что вернувшимся к вере, и весьма почтенным раввином. Молодой человек со свойственной не так давно обратившимся к вере экзальтацией доказывал раввину, что огонь на жертвеннике в Иерусалимском Храме горел сам собой. Ну, точнее, не совсем «сам собой», а по воле Небес. Раввин же в ответ объяснял, что ничего сверхъестественного в этом постоянном горении огня не было – неугасимое пламя было результатом постоянных усилий служивших в Храме священников.
Спор получился довольно долгим и бурным, и устав в конце концов что-либо доказывать жаждущему чудес оппоненту, раввин просто открыл Пятикнижие Моисеево на главе «Цав» и зачитал из неё эти строки: «Священник же должен каждое утро подкладывать в огонь дрова». Молодой человек был явно смущен и замолчал.
Потом раввин вызвался подвезти меня до дома, и в дороге я выразил ему свое восхищением тем, как он ловко «срезал» излишне впечатлительного неофита, явно недостаточно знакомого даже с текстом Пятикнижия.
– А этот парень на самом деле был прав, – вдруг неожиданно для меня сказал раввин. – Он, конечно, пока плохо знаком с нашими текстами, но его еврейское сердце подсказало ему правильный ответ. Откройте любой сборник мидрашей, и вы прочтёте, что не было нужды подкладывать дрова, так как на жертвеннике всё время пребывал Небесный огонь. Более того: пламя этого огня отличалось от пламени обычного костра – по своей яркости оно напоминало солнце. При этом пламя не давало дыма. И даже вода не могла его потушить.
– Тогда зачем же вы так яростно спорили, если знали, что парень прав?! – удивленно спросил я раввина. – Неужели только для того, чтобы показать ему всю его необразованность?
– И в мыслях такого не было, – ответил раввин. – Мне было важно, чтобы он усвоил одну простую истину: человек сам должен подкладывать дрова в огонь в своём жертвеннике. У него нет права перекладывать личную ответственность. Даже на Всевышнего.
До меня именно в этот момент дошел – так, во всяком случае, мне показалось – смысл этих слов Пятикнижия. А вспомнил я эту историю, потому что в эту субботу во всех синагогах мира будут читать как раз главу «Цав». И действительно, трижды на протяжении этого относительно небольшого отрывка повторяется идея, что огонь на жертвеннике должен горесть постоянно. И при этом ещё дважды подчеркивается, что он должен не гаснуть. И вправду странно выглядит такая фиксация на этой теме. А если же он должен «постоянно гореть», то для чего подчёркивать, что он не должен гаснуть: ведь одно вытекает из другого?!
Любавичский ребе в одной из своих бесед объяснял, что речь тут идёт не только и не столько об огне самого жертвенника, сколько об огне нашей души. Ведь огонь на жертвеннике символизировал постоянную готовность еврейского народа к служению. И без этого внутреннего горения души теряли смысл и сам жертвенник, и пылавшее на нём пламя.
Это же очевидно вытекает из отрывка из «Книги пророка Ирмеягу», который читается в виде дополнения – афтары – к библейской главе «Цав». «“Заберите жертвы ваши и сами ешьте мясо!” – так сказал Б-г Воинств, Всесильный Израиля». То есть дело совсем не в жертвах – они Небесам не нужны, можете есть их сами; дело – в вашем внутреннем горении, которое эти жертвоприношения символизируют.
И вчитываясь в эти строки, я невольно вижу перед глазами пылающее пламя нашей веры, которое мы сумели пронести через века и тысячелетия. И вспоминаю, сколько же раз на протяжении этих долгих лет его пытались загасить наши враги, да и некоторые из наших соплеменников, считавших, что без него нам будет куда спокойнее и светлее.
А сколько жизней было отдано за то, чтобы это пламя пылало постоянно? И какие высокие души отдали на его поддержание все свои духовные, интеллектуальные, да и физические силы. Фактически – самих себя.
Наверное, можно было сказать: «Ну, раз нам обещано, что еврейский народ будет вечным, то и стараться для этого особо не надо». Подобно тому, как не нужно было подкладывать дрова в жертвенник, на котором пылал огонь Небесный. Но лучшие представители нашего народа в фигуральном смысле слова занимались только этим: они «подкладывали дрова»!
И каждый из нас несёт в себе частичку этого огня, а значит – и личную ответственность за то, чтобы он не погас. Ответственность, которую, как заметил старый раввин из Бней-Брака, он не имеет права переложить ни на кого – даже на Всевышнего. Так что, не забудьте подложить дрова.