Top.Mail.Ru

Молчание хранят

14.04.2023

Через несколько дней Израиль снова замрёт в скорбной минуте молчания в память о жертвах Холокоста, который, возьму на себя смелость утверждать, оставил страшные раны в каждой жившей в Европе еврейской семье.

И немного символично, что в субботу накануне этого дня в синагогах по всему миру читается библейская глава «Шмини». Главная её сюжетная линия повествует о смерти Надава и Авиу – двоих сыновей первосвященника Аарона, сгоревших в пламени сошедшего на жертвенник божественного огня. Причина их смерти вроде бы лежит на поверхности: они нарушили предельно чёткие указания, как следует вести службу в Храме. Проще говоря, пренебрегли инструкцией по пользованию жертвенником и нарушили правила техники безопасности. Но существует поистине бесчисленное множество комментариев наших мудрецов, которые пытаются понять, что же конкретно нарушили сыновья Аарона, а часть даже задаётся вопросом, можно ли вообще считать их действия греховными? Ну воскурили они лишнего, с кем не бывает. Так ли уж велик этот грех, чтобы карать за него смертью?!

Но мне тут кажется любопытным другое. По логике вещей, столь мгновенная и нелепая смерть сразу двоих сыновей должна была так потрясти Аарона, что уста его извергли бы и крики отчаяния, и ропот, а может, даже и проклятья в адрес Небес, вот так вот сходу на месте забравших у него обоих сыновей. Но мы читаем: «И безмолвствовал Аарон».

Из года в год в эти дни накануне памятной даты мне приходится выслушивать одни и те же вопросы: «А где был Б-г во время Холокоста?» и «Как Он допустил убийство 6 миллионов своих сыновей и дочерей, которые так истово в него верили?». И кто бы что в ответ ни говорил – а существует множество ответов, – мне лично кажется, что лучше всего вместо ответа тут следовать примеру Аарона: просто молчать. Молчать, ощущая всю боль потери и масштаб трагедии и одновременно сознавая, что существуют вопросы, на которые у нас нет ответа.

Помню, мне однажды довелось слышать в синагоге лекцию раввина, который доказывал, что Надав и Авиу допустили роковую ошибку именно потому, что были охвачены жаждой служения Творцу и еврейскому народу. И в этом экстазе они позабыли ту самую «инструкцию по технике безопасности». Но известно, что в Пятикнижии братья всё равно названы не грешниками, а «близкими Б-гу». «Так сбылось Б-жественное пророчество: “Через близких Мне освящусь”», – такими словами утешал Моисей брата своего Аарона. Но раз своей смертью они освятили имя Творца и тем самым усилили Его любовь к еврейскому народу, то, по мнению того раввина, их поступок можно и нужно расценивать как пример готовности к самопожертвованию во имя своего народа.

Признаюсь, поначалу эта мысль показалась мне весьма спорной. Однако и вправду в нашем народе всегда были и есть люди, готовые пожертвовать жизнью ради других. И в этой связи не могу не вспомнить историю, которая произошла во времена Холокоста в одном из местечек.

В один из дней немцы согнали всех евреев городка в синагогу с тем, чтобы сжечь их там заживо. В уже набитую до отказа синагогу всё прибывали и прибывали евреи. Стало так тесно, что людям трудно было дышать. При этом выходить из синагоги запрещалось – даже для отправления естественных надобностей. Под страхом расстрела. И нацисты очень скоро показали, что это совсем не шутка – пристрелили двух высунувшихся смельчаков.

С каждым часом нахождение в стенах синагоги становилось всё невыносимее. Беспрерывно плакали дети. Старики падали в обморок. И в какой-то момент раввин этого городка неожиданно выпрыгнул через плохо заколоченное окно синагоги и побежал по ближайшей улочке. Выставленная нацистами охрана чудом его не заметила, но все оставшиеся в синагоге понимали, что назад он не вернется: немцы всё равно пристрелят его на одной из улиц.

Каково же было их удивление, когда через час раввин вернулся обратно тем же путём, снова ускользнув от внимания караульных. И не просто вернулся, а принес с собой целый мешок вкусных булок, которые он испёк к субботе, но не успел раздать нуждающимся из-за того, что нацисты начали «акцию».

Булки разделили между находившимися в синагоге, и немного утолив голод, евреи несколько воспрянули духом. Не говоря уж о том, что самоотверженное возвращение раввина они восприняли как чудо. А затем произошло ещё одно чудо: дверь синагоги распахнулась, вошёл немецкий офицер и прокричал, что пока все евреи могут разойтись по домам. «Акцию» решили отменить.

Думается, что уподобившись Надаву и Авиу в своем стремлении служить Творцу и евреям даже ценой собственной жизни, раввин этого городка настолько приблизился к Всевышнему, что заслужил право на чудо для всей своей общины.

***

И, пожалуй, ещё один аспект этой истории, о котором нельзя не упомянуть – это внимание к деталям. Ведь сущностно ошибка сыновей Аарона заключается в том, что они недостаточно хорошо вникли в детали данных им указаний, а потом решили, что некоторыми из них можно пренебречь – не такие уж они и важные.

Мы все видим подобные примеры отношения и среди своих знакомых. Как люди, ещё несильно знакомые даже с текстом Пятикнижия, не говоря уж о Талмуде, берут на себя смелость заявлять: «Этот закон важен, а вот тем можно пренебречь. Разве Б-гу могут быть важны такие мелочи?»

Признаюсь, когда я слышу такие высказывания, меня всегда берёт некая оторопь: а по какому праву вы теперь уже даже за Б-га берётесь решать, что для Него важно?! Но я вспоминаю «безмолвие Аарона» и тоже молчу в ответ. По той причине, что есть споры, в которые лучше не влезать, поскольку они изначально бессмысленны. Особенно если спорщикам не важны детали.

{* *}