Top.Mail.Ru

Секс по-братски

28.04.2023

Помню, как в 2005-м студенты юрфака Тель-Авивского университета пригласили меня как журналиста на «постановочный суд» по давнему судебному процессу, поставившему перед израильским обществом удивительные вопросы. А в основе этого дела лежала трагическая история, по которой надо писать романы и фильмы снимать.

Началась она в конце 1950-х. Между двумя студентами университета – евреем и арабкой – вспыхнул страстный роман. Но поскольку в Израиле отсутствует институт гражданского брака, а поженить ни по еврейскому, ни по мусульманскому обряду их не могли, то стали они просто жить вместе. И родили в этом союзе с разницей в год двух детей: мальчика и девочку.

Когда сыну было 18, а дочери 17 лет, пара погибла в автокатастрофе. И дети остались вдвоём. Оба сумели после гибели родителей не просто выжить, а окончить университет и получить дипломы юристов. Но вот жили они вместе не просто как брат и сестра, а как супруги. Более того – у них родился ребёнок. И настал день, когда они обратились к государству с требованием признать их как пару, живущую в законном браке. И соответствующим образом зарегистрировать их ребёнка.

Повторюсь – они оба были юристами с адвокатской лицензией. И выдвигая своё требование, нашли аргумент, повергший в шок не только израильское общество, но и судей. Оказалось, что в Государстве Израиль нет закона, запрещающего браки между родными братьями и сёстрами. «И где, собственно говоря, сказано, что брат с сестрой не могут быть парой?» – поставили они в тупик своим вопросом высокий суд.

И выходило, что ни в каких израильских законах, окромя Пятикнижия Моисеева, это не постулируется. Тогда у пары возникал резонный нарратив: а почему государство принуждает их, современных израильтян, следовать законам четырёхтысячелетней давности, которые само при этом на официальном уровне не вводит?

Помню, что в итоге суд всё же отклонил просьбу этой пары и издал прецедентное постановление, что брачные союзы между близкими родственниками не могут считаться законными. Но это дело настолько взбудоражило израильскую юридическую систему, что всё новые поколения юристов раз за разом к нему возвращались и устраивали инсценировки того уже давнего судебного процесса.

Вспомнил я об этой истории, потому что в эту субботу в синагогах по всему миру наряду с библейской главой «Кдошим» будут читать и отрывок «Ахарей мот», в котором запрет на инцест впервые и артикулируется. «Не открывай наготы сестры твоей: дочери отца твоего или дочери матери твоей, рожденной в доме или вне его. Не открывай наготы её!» – гласит текст Пятикнижия. А далее приводятся ещё несколько категоричных повелений, запрещающих «открывать наготу родни своей», включая родителей и детей, тёть и дядь, невесток и деверей и ещё ряда ближайших родственников.

В качестве обоснования такого запрета в Пятикнижии приводится целеполагание – дабы не уподобляться другим народам, которые творят такие вещи. Ведь такие формы взаимоотношений не просто существовали, но и поощрялись в целом ряде древних обществ. К примеру, у тех же египтян, где фараоны и представители знати нередко женились на своих родных сестрах. «Подобное делам земли Египетской, где вы жили, не творите. И подобное делам земли Ханаанской, куда я веду вас, не творите. Не следуйте их установлениям. Но Мои законы храните и исполняйте, ибо Я – Б-г ваш», – говорится в отрывке.

Но если задуматься, то у нас на самом деле нет никакого логического обоснования для запрета на инцест, помимо странных отсылок к «земле Египетской». Более того – если заглянуть в глубины истории, то можно найти случаи кровосмешения и в еврейской среде. К примеру, в эпоху патриархов сыновья Яакова вступали в браки со своими сёстрами: евреи тогда были крайне малочисленны, и других невест взять было попросту неоткуда.

Конечно, было множество попыток объяснить эти запреты не только с этической, но и с научной точки зрения. Биологи, в частности, утверждают, что подобные сексуальные связи дают ущербное потомство. Но, во-первых, сама жизнь не раз доказывала, что это не так. А во-вторых, с этой точки зрения никак не объясним запрет на «снохачество» или на связь с тёткой – тут кровосмешения не происходит.

Так что в данном запрете превалирует прежде всего моральная составляющая. Выдающийся философ и комментатор Пятикнижия раввин Шимшон Рафаэль Гирш в своих трудах полагал, что интимная близость между близкими родственниками в конечном счёте приводит только к одному – к скотству. И большая часть человечества, как ни странно, но приняла в итоге эти запреты, хотя они не имеют внятного рационального объяснения. И это замечательный пример того, что далеко не всегда следует искать рациональное объяснение законов Моисеевых – не всё наш мозг может постигнуть. Иногда надо просто довериться, что, следуя им, «человек обретёт жизнь», поскольку именно они и делают нас людьми.

К примеру, требование уважения к старости, которое также впервые появляется в этих отрывках. «Перед сединой вставай», – заповедует нам Священный текст. Если задуматься, то с чего это надо уважать человека только за то, что он дольше прожил? Как всерьез можно расценивать возраст в качестве заслуги? Однако же именно на таких вроде бы иррациональных установках, но интуитивно понятных любому, строится само существование любого общества, а вот их нарушение, наоборот, ведет к его разрушению и гибели.

Так из текста Пятикнижия возникает понимание, что подлинная святость – не в показной набожности, а просто в достойной жизни в соответствии с мудрыми установлениями, пусть и не всегда имеющими рациональное объяснение, но идущими обществу и его членам на пользу. Именно в этом и заключается святость, как сказано: «Соблюдайте установления Мои и оставайтесь святыми для Меня, потому что Я, Б-г ваш, – свят».

Вообще, эти две библейские главы – «Ахарей мот» («После смерти») и «Кдошим» («Святые») – обычно всегда читаются в связке. А если прочитать их названия вместе, то получается цельная фраза: «После смерти – святые». И чтение этих глав приходится, как правило, на неделю, следующую за двумя важнейшими датами в нашей новейшей истории – Днём памяти павших воинов и Днём независимости.

И мне видится в этом не случайное совпадение, а высокая символика: погибшие во имя создания и защиты нашего национального очага, ставшие жертвами тех, кто этот очаг вот уже 75 лет подряд пытается уничтожить, эти евреи самой своей смертью обрели святость, подобно Надаву и Авиу – погибшим сыновьям Аарона, о которых нам поминается в зачине главы «Ахарей мот», – они «приблизились к Всевышнему». И уже совершенно неважно, какие ошибки и прегрешения они совершали на протяжении своей жизни – нам остается лишь благоговейно воздать им дань памяти. Будьте же святы!

{* *}