Top.Mail.Ru

Что у еврея на уме?

15.12.2023

Что такое еврейское мышление и чем оно отличается от обычного, на примере исторических персонажей разбирался наш корреспондент.

Читаемый на этой неделе во всех синагогах мира библейский отрывок «Микец» можно понять как рассказ о креативном менеджере, а история самого Иосифа напоминает сюжет крутого триллера, герой которого, будучи жертвой харрасмента – смотрите, как всё отвечает современной моде! – попал вдобавок по ложному обвинению (Cherchez la femme) в тюрьму, а затем после горьких мытарств вышел на свободу и благодаря своему уму и таланту стал гендиректором огромной корпорации – Акционерного общества «Египет».

Ненавистный многим египтянам раб и еврей, приговоренный к пожизненному заключению – казалось, он брошен на самый низ социальной лестницы. Но тут фараону приснились странные сны, которые его придворные и учёные бессильны разгадать. И сразу вспоминают о «молодом еврее» – ведь он и в тюрьме разгадывает сны! И в один миг Иосиф оказывается наверху всей иерархической пирамиды.

Некоторые историки с иронией говорят, что никакой помощи Свыше для этого Иосифу не требовалось – нужны просто знания и здравая голова на плечах, так как египетские летописи полны рассказов о периодически сваливавшихся на страну засухах и неурожаях, которые порой затягивались на годы, и в результате от голода в стране начинали страдать даже высшие слои общества. Так что сон фараона про семь тощих коров, идущих на смену семи тучным, при изрядной доле абстрактного мышления вполне логично трактовать таким образом, что на смену семи сытным годам придут семь кризисных. Иосиф, таким образом, дал, как бы сейчас сказали, блестящий аналитический прогноз.

Однако если бы он ограничился только этим прогнозом, то, скорее всего, вернулся бы обратно в свою камеру и в награду получил бы небольшую добавку к тюремному пайку. Но в том-то и дело, что Иосиф на этом не остановился – он начал давать советы, или же деловые рекомендации: «Пусть фараон высмотрит умного и прозорливого человека и поставит его над землей египетской. Пусть фараон назначит чиновников над страной и взыщет пятую часть в семь лет изобилия. Пусть соберут всё зерно наступающих сытных лет под рукой фараона, запасут его в городах и будут стеречь его. И станет оно запасом на семь лет голода, который наступит в Египте – и не погибнет тогда страна».

Слово «креативный» вошло в русский язык всего пару десятилетий назад, но перед нами типичный образчик креативного менеджмента. Иосиф не только чётко проанализировал проблему – что уже само по себе немало. Он ещё сходу предложил её оптимальное решение, позволяющее обратить грядущее бедствие во благо: Египет не только благополучно переживет голодные годы, но и станет в этот период главным торговцем зерна в регионе. И эти продажи с огромной прибылью вернут инвестиции, вложенные в строительство множества зернохранилищ.

Это умение обратить неприятности в новый стимул для развития, а убытки – в прибыль и является тем качеством, которое называют «креативностью»: творческим подходом, умением неординарно мыслить. За эту креативность фараон и назначил Иосифа правителем Египта, понимая, что более умного и прозорливого топ-менеджера он просто не найдет.

В этой истории Иосиф демонстрирует, конечно, «чисто еврейское мышление», включающее в себя как аналитику – умение детально разложить всё «по полочкам», так и прогнозирование ситуации на как можно большее число ходов вперед. Именно в этом мышлении и заключается один из главных секретов успеха евреев в бизнесе. И поэтому среди евреев так часто встречаются гениальные шахматисты и прекрасные управленцы, да и в остальных сферах деятельности это позволяет достигать выдающихся результатов.

Основа такого мышления была заложена в данной нашему праотцу Аврааму первой заповеди – «Лех леха», которую можно перевести как «Иди к себе» или даже «Иди себе», «Иди своей дорогой». Впоследствии это мышление было развито Ицхаком и Яаковом, так что Иосиф выступает ещё одним, новым звеном в этой цепочке. И, к слову, чтобы достичь в любой сфере того же успеха, что и евреи, вовсе не нужно быть евреем – нужно просто начать мыслить «как евреи».

Но сейчас, когда в заложниках у выродков находятся захваченные ими дочери и сыновья Израиля, я невольно возвращаюсь к мыслям о совсем другом фрагменте истории Иосифа – его взаимоотношениям с братьями уже после «воцарения» в должности правителя Египта.

Когда предсказания его сбылись – в Египте и всех странах региона случился неурожай, а затем голод, – десять братьев Иосифа, продавшие его когда-то в рабство и ничего с тех пор не знавшие о его судьбе, пришли, как и все остальные, в Египет – покупать зерно. И тут неузнанный ими Иосиф сначала обвиняет их в шпионаже, потом берёт в качестве заложника брата Шимона, бросившего его в своё время в яму, и требует от них привести остававшегося с отцом Яаковом в Святой земле младшего брата Биньямина – для подтверждения своей семейной истории.

Можно представить, в какой ужас повергло случившееся Яакова: «Иосиф пропал, Шимон пропал, а теперь и Биньямина вы хотите забрать! Всё обрушилось на меня!» – услышали они от отца после своего возвращения из Египта. Всё существо Яакова противится предложенной неведомым ему правителем Египта сделке: он смертельно боится потерять младшего сына – последнего из сыновей любимой Рахели! Но вместе с тем он понимает, что если не пойдет на этот крайне рискованный шаг, то Шимона из Египта не вызволить, а вся семья умрет от голода.

И наконец он решается: «“Возьмите с собой плоды, которыми славится наша земля – бальзам и мёд, благовония и ладан, фисташки и миндаль, – и отвезите в дар этому человеку. Возьмите с собой вдвое больше серебра. Возьмите вашего брата – и ступайте снова к этому человеку. И пусть Всемогущий сделает так, чтобы этот человек был к вам милостив”, – сказал им их отец Израиль», – гласит текст Пятикнижия.

Обратите внимание: как обычный человек, Яаков руководствуется одной логикой – той, в которой превалируют личные эмоции и интересы. Но уже как Израиль – родоначальник еврейского народа –он мыслит совсем по-другому: интересы нации начинают преобладать над личными страхами. И это тот непростой выбор, перед которым сегодня стоят многие израильтяне – как те, чьи близкие оказались в плену, так и те, кто посылает своих детей на фронт.

Когда одну мою знакомую недавно приехавшая в страну подруга, узнав, что её сына призвали в армию, спросила: «А что, он не мог отмазаться?!», та посмотрела на неё с искренним недоумением. Это и в самом деле трудно объяснить, почему в Израиле принято не отмазываться от армии, а наоборот – всеми силами рваться в боевые части и затем совершенно добровольно прибывать на армейские сборы.

А как объяснить далекому от жизни в нашей стране человеку слова отца одного из похищенных парней, что он будет счастлив возвращению сына, но только не ценой освобождения взамен него десятков террористов или гибели других ребят? Хотя ответ прост: есть моменты, когда Израиль должен взять в наших душах верх над Яаковом, и именно это мы и наблюдаем сегодня в стране, носящей одно из этих двух имён нашего великого предка.

И в заключение надо обратить внимание ещё на один момент напутственных слов Яакова: «И пусть Всемогущий сделает так, чтобы этот человек был к вам милостив». И это еще одна особенность подлинно еврейского мышления. Вся наша история доказывает: чтобы ни случилось, успех любого нашего предприятия, сама наша жизнь и судьба в итоге зависят от воли Высшей воли. И лично я не раз был свидетелем того, насколько же глубоко это убеждение укоренено в подсознании каждого еврея, даже считающего себя атеистом.

Сейчас и премьер-министр Израиля, и многие другие политики и генералы завершают свою речь словами: «С Б-жьей помощью вместе мы победим!» А ведь поначалу главный лозунг войны звучал короче: «Вместе мы победим!» Но с Его помощью, безусловно, куда надежнее.

{* *}