Top.Mail.Ru

Без еврея – в могилу

05.01.2024

Как ложь, коварство и жестокость стали главными орудиями антисемитов, объясняет наш колумнист.

На этой неделе начинают читать библейскую книгу «Шмот», известную большинству русскоязычных читателей под названием «Исход» и повествующую об обращении евреев в рабство и их последующем освобождении – о Великом Исходе из Египта. Но любопытно: если посмотреть на порабощение евреев, с описания которого начинается эта книга, глазами некоторых политических лидеров современной Европы, то фараона можно понять. Как, собственно говоря, фараон обосновал египтянам необходимость порабощения евреев? «И воцарился в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал он народу своему: “Сыны Израиля стали народом слишком многочисленным и сильным для нас. Давайте перемудрим их, чтобы они не размножились. А то вдруг случится война, и они присоединятся к нашим врагам, а потом уйдут из нашей земли?”». Но и Франция, и Германия, и Швеция, и многие другие страны ощущают, как проникшие в них в последние десятилетия мигранты становятся с каждым днём все более весомой частью населения. Причём эти мигранты пытаются навязать коренным народам этих стран свои обычаи и законы. Да так, что возникает угроза национальной и религиозной идентичности этих стран. Люди начинают чувствовать, что просто «теряют страну».

Вероятно, из этих соображений и исходил новый фараон, когда стал искать способы «перемудрить евреев». Но его проблема была не только в том, что он, в отличие от своих предшественников на троне, «не знал Иосифа», а в том, что и не хотел знать. Проще говоря, он вопреки фактам истории собственной страны начисто отрицал заслуги Иосифа и его соплеменников в деле становления Египта как мировой сверхдержавы того времени. Не хотел знать об их роли в

развитии египетской экономики, науки и культуры.

В этом нюансе заключается роковая ошибка фараона: ведь в отличие от тех же мигрантов, которые заполонили сегодня страны Европы, евреи в Египте отнюдь не сидели на шее у местного населения, а напротив, трудом своих рук обогащали Египет. И как раз в тот момент, когда фараон решил «прижать евреев к ногтю», эта некогда великая империя начала медленно, но верно катиться под уклон, приближаясь к своему полному краху.

К слову, я регулярно просматриваю комментарии к своим статьям в социальных сетях и, разумеется, обратил внимание на множество антисемитских отзывов к публикации, рассказывающей о возвышении Иосифа в Египте: мол, евреи у всех всё украли. «Евреи делают людей нищими по всему миру», – написал один из таких комментаторов из страны, в которой, по официальным данным, насчитывается от 500 до 1000 евреев, но некоторые убеждены, что и эти цифры сильно раздуты. И страна эта без евреев отнюдь не процветает, а скорее, совсем наоборот. В отличие от соседних стран, в которых существуют сильные и активные еврейские общины.

И если бы этот комментатор, вряд ли видевший сам в жизни хоть одного еврея, был более образованным человеком и чуточку меньшим антисемитом, то он бы знал, что на протяжении всей истории в те страны, в которых появлялись евреи, очень скоро приходило процветание, а вот в тех, откуда они уходили или их изгоняли, напротив, наступал упадок. Эту простую истину поняли в своё время правители Франции, Британии и США, в которых евреи стали одними из главных движителей промышленной революции. В то время как та же Испания, изгнавшая евреев в 1492 году, очень быстро и навсегда утратила после этого всё своё мировое могущество. Не помогло даже текущее рекой из американских колоний золото.

Да и в России с появлением таких фигур, как барон Гинзбург, братья Поляковы, предприниматели Высоцкий и Бродский, связано промышленное становление во второй половине XIX и начале XX века. И кто знает, каких бы высот оно ещё могло достигнуть, если бы не господствующий в царской России той поры антисемитизм. Таким образом, антисемитизм изначально деструктивен и ничего хорошего зараженным им странам и народам не несет – и это один из главных уроков мировой истории.

Но в то же время рассказываемая в начале книги «Исход» история того первого порабощения евреев примечательна прежде всего тем, что представляет собой архетип антисемитизма. Того самого антисемитизма, который ни на йоту не изменился со времен египетского фараона.

Обратите внимание: фараону попросту не в чем обвинить евреев. За исключением слишком высокой рождаемости. И это первая черта любого антисемитизма – от древнеегипетского до того, который мы сегодня видим в стенах Гарварда. А когда реально предъявить нечего, то обвинения надо придумать. И фараон вполне в этом сам признаётся, говоря «давайте перемудрим, перехитрим их». И это второй неотъемлемый признак антисемитизма: он всегда сопровождается попытками оболгать евреев, приписав им какие-то несуществующие или гипотетические злодеяния, которые они только задумывают: «А то вдруг случится война, и они присоединятся к нашим врагам?» И это третий признак антисемитизма: он всегда строится на принципе «если бы да кабы».

Да и цели у фараона и современных антисемитов те же: сотворить из евреев образ внутреннего врага, а затем сделать самой дискриминируемой частью населения. Более бесправное положение евреев было призвано создать у всего остального египетского народа чувство, что у них всё относительно хорошо. По меньшей мере, куда лучше, чем у евреев – их, во всяком случае, не преследуют по национальному признаку. И вся эта методика лично мне, бывшему «инвалиду пятой графы», как мы сами себя называли в СССР, очень хорошо ясна и знакома.

Но и способы, конечно, имеют значение. И в Египте они были безжалостными. «И обратили они сынов Израиля в рабов с сокрушающим угнетением. И сделали жизнь их горькой», – гласит текст Пятикнижия. А затем описывается, как в итоге дело дошло до указа фараона об убийстве всех новорожденных еврейских мальчиков. И когда я дошёл до этих строк, то невольно подумал, что древние египтяне, наверное, убивали евреев с таким же упоением, с каким не так давно убивали еврейских детей прорвавшиеся в Израиль выродки из Газы. И именно за это египтян, пусть они сами этого и не поняли, впереди ждала «казнь первенцев» – когда смерть пришла в каждый египетский дом.

Примечательно, что у антисемитизма есть ещё одно и очень важное свойство – его абсолютная, на уровне психического заболевания алогичность. Обратите внимание: в одной и той же фразе фараон, с одной стороны, выражает озабоченность «многочисленностью» евреев и строит планы, как бы от них избавиться, но с другой стороны, тут же выражает беспокойство, что они «уйдут из нашей земли».

Как же это тоже знакомо! На протяжении десятилетий в бывшем СССР евреев дискриминировали при приеме в вузы и устройстве на работу, выталкивая их таким образом из советского общества, но при этом создавали немыслимые препятствия для их выезда из СССР. И искать здесь логику было бесполезно!

Но в заключение хотелось бы обратить внимание на то, в чём же именно заключалось главное отличие того фараона, который возвысил Иосифа, от того, который предпочитал «не знать Иосифа». Первый фараон, обуславливая назначение Иосифа вторым после себя лицом в государстве, говорит: «Найдем ли мы другого человека, в котором дух божий?!» А второй фараон на просьбы Моисея отпустить еврейский народ ответит: «Кто такой Б-г, чтобы я послушался Его голоса?»

Из этого сопоставления очевидно, что дело не только в разнице в отношении двух фараонов к евреям. Дело еще и в глубинном различии их мировоззрений – отношении к самой идее Б-га. Первый фараон знал, что и над ним Кто-то есть. Второй вообще никаких краёв не видел. И если первый правитель в итоге спас свой народ, свою страну, а вместе с ней и весь регион от голода, то второй, наоборот, вверг их в голод, разруху и гибель. Ну, а выводы правители нынешних мировых сверхдержав пускай делают сами.

{* *}