Top.Mail.Ru

Подкоп, те подошли из-за угла

09.02.2024

Почему вор хуже мошенника, а еврейский суд – самый гуманный в мире, объясняет наш корреспондент.

В университетах нам говорили, что современная цивилизация стоит на трёх «китах»: еврейской морали, греческой философии и римском праве. Но перечитывая библейскую главу «Мишпатим», название которой можно перевести на русский как «Законы» – а именно её будут торжественно оглашать во всех синагогах мира в эту субботу, – я понимаю, что на деле мы дали миру не только мораль, но и право.

В самом деле, глава «Мишпатим» стала основой еврейского уголовного и гражданского, семейного и экономического права. Причем еврейское право радикально отличается от положенного в основу современной юриспруденции римского – именно тем, что оно неразрывно связано с моралью. Так что крылатое выражение «Не всё, что законно – морально, а не все, что морально – законно» к еврейскому праву не относится. У нас что морально – то и законно.

Причём не только морально, но и очень прогрессивно для своего времени: до провозглашённого в главе «Мишпатим» равенства граждан перед законом или вводимого там же запрета на похищение людей остальное человечество дорастёт лишь спустя несколько тысячелетий. И то, как оказалось, не всё.

Но есть в этой главе один закон, поражающий больше всего, поскольку не поддаётся, на первый взгляд, логическому объяснению и уж никак не выглядит справедливым с точки зрения «цивилизованного человека». Это закон о «воре в подкопе».

Как известно, Пятикнижие допускает смертную казнь лишь в исключительных случаях – за крайне тяжкие преступления. Но уж точно не требует её за имущественные преступления – за кражу на вора возлагается обязанность выплатить компенсацию. И тут в главе «Мишпатим» мы встречаем такие строки: «Если вор пойман при подкопе и забит до смерти, то не взыскивают за его кровь».

Странное дело: вор, обобравший дом в отсутствие хозяев, может отделаться двойной-тройной компенсацией стоимости украденного. Казнить его за такое имущественное преступление нельзя. Но если он пробирается в дом с помощью подкопа, то его можно убить прямо на месте – и ничего за это не будет. Более того – это убийство считается оправданным. Хотя вор даже не совершил преступления – ведь он только роет подкоп и ещё ничего не украл! Вот такой юридический казус.

Так и хочется спросить: как можно оправдать наказание убийством за пока ещё не совершенное преступление? К слову, именно этим вопросом часто задаются европейские интеллектуалы, осуждая Израиль за ликвидацию террористов, которые только готовятся совершить теракт или нападение. К примеру, выхвативших нож при досмотре, но ещё не успевших нанести удар.

Естественно, выдающиеся комментаторы Пятикнижия не могли обойти своим вниманием этот необычный закон о «воре в подкопе». И большинство из них сошлись в мысли, что такой вор – самый опасный! Ведь это не голодный студент, стащивший булку в магазине. И не воришка, решивший забраться в пустующую квартиру. Он не движим крайней нуждой. И не идёт на преступление спонтанно.

Напротив – он тщательно планирует преступление, долго готовит его, делая подкоп, намереваясь проникнуть в дом, застигнув хозяев врасплох. А значит, готов столкнуться с ними лицом к лицу и – морально это он для себя уже решил – убить при необходимости. То есть это не просто вор, а потенциальный убийца, и его ликвидация – оправданная самозащита. Не надо ждать, когда роющий подкоп под ваш дом громила с ножом реализует свои цели – его намерения нам и так ясны.

Любопытно, что фраза из литературного перевода «не взыскивают за его кровь» звучит на иврите как «эйн ло дамим». И дословно её можно понять двояко: либо «нет за него крови», либо «нет у него крови». Великий еврейский философ Ибн-Эзра считал верным именно последнее прочтение, считая, что к такому преступнику надо относиться как к существу, у которого нет крови – то есть как к недочеловеку. Нелюди.

После 7 октября непреложность и актуальность этих слов Пятикнижия, думается, стала очевидна всем: в буквальном смысле рывшие туннели террористы из сектора Газа, похищавшие, насиловавшие и убивавшие людей, и есть те самые «воры в подкопе», которые не заслуживают ничего, кроме смерти.

Впрочем, многочисленные поклонники этих убийц, обитающие в университетских кампусах, на антисемитских митингах и в социальных сетях, продолжают оправдывать эти жуткие преступления, обвиняя во всём евреев: мол, если бы они не «оккупировали Палестину» и не отобрали землю у «палестинского народа», то никакой резни 7 октября не было бы.

Не вдаваясь в эту чудовищно-изуверскую логику, которая царит в их головах, я хочу процитировать строки из главы «Мишпатим»: «Страх перед Моей мощью нашлю Я и приведу в смятение все народы, к которым вы идёте. И заставлю всех врагов бежать от вас. Шершней пошлю Я перед вами, и они погонят прочь от вас хивеев, ханаанеев и хеттов. Но не за один год изгоню Я их от вас. Постепенно изгонять их буду – дабы не пришла земля в запустение, пока вы будете умножаться числом, чтобы овладеть страной этой».

Как видите, никакие палестинцы тут не упоминаются по той простой причине, что их на тот момент просто не было в природе. Да и само слово «Палестина», обозначающее географическую местность, будет дано этому месту римлянами спустя – внимание – почти 15 веков после написания этих слов! А «палестинский народ» придумают только в середине ХХ века – чтобы помочь арабам оспаривать право евреев на их исконную землю. Государства же с названием «Палестина» не было никогда – ни в древности, ни в новейшей истории, а потому и оккупировать его евреи никак не могли.

Но обращает на себя внимание то, что в этом отрывке Всевышний обещает освобождать для евреев Землю обетованную постепенно – дабы она не опустела, пока евреи не размножатся настолько, чтобы занять её всю. Признаюсь, объяснение это выглядит сомнительно – куда лучше, если бы евреи сразу овладели землей, которую Всевышний решил им передать, чем растягивать это удовольствие на многие годы. Но ряд комментаторов Пятикнижия видят в этих словах скрытый урок: завоевание Земли обетованной так растянулось, чтобы евреи научились её ценить – ведь то, что даётся человеку легко или даром, он, как правило, не ценит.

И в эти дни нам снова приходится доказывать своё право на возрождение еврейского государства на наших исторических землях, а затем отстаивать его с оружием в руках, теряя лучших сыновей и дочерей нашего народа. Видимо, так запланировано Свыше, чтобы мы не получили это государство в одночасье, а борьба за его право на существование опять растянулась на многие десятилетия. Именно для того, чтобы мы научились ценить сам факт возрождения и процветания еврейского государства. Но итог этой борьбы предрешен: «Страх перед Моей мощью нашлю Я и приведу в смятение все народы, к которым вы идёте».

{* *}