Top.Mail.Ru

Богатые тоже в шлёпках

23.02.2024

Почему в Израиле ходят как попало, а министров в трениках изгоняют с заседания правительства – в моде Святой земли разбирался наш корреспондент.

Мой близкий товарищ, профессор Тель-авивского университета Лев Эппельбаум, ученый с мировым именем, рассказал мне, как однажды его, ещё совсем «зелёного» репатрианта, только-только принятого на работу, пригласили на банкет в честь юбилея известного мэтра научного мира страны. В приглашении он обратил внимание на одну странную фразу: «Просьба одеться прилично».

Следуя этому указанию, доктор Эппельбаум надел смокинг с бабочкой – и оказался на мероприятии единственным в таком виде. За исключением старшего официанта. Все остальные коллеги-учёные пришли в джинсах и теннисках без каких-либо намеков на галстук. А на его вопрос, что же означало «одеться прилично», ему пояснили: это было пожелание элите научного мира не приходить в шортах.

Как тут не вспомнить и последний визит в Израиль основателя компании Microsoft Билла Гейтса. «Я глубоко тронут произошедшими у вас переменами со времени моего предыдущего приезда, – заявил компьютерный гуру во время встречи с руководством местного филиала. – Вы все пришли в рубашках, а не в футболках, как в прошлый раз. А некоторые даже в пиджаках! Это вселяет надежду, что к следующему моему приезду кое-кто из вас, возможно, наденет галстук».

Действительно, одной из особенностей жизни в Израиле долгое время оставалось показное равнодушие к тому, как человек одет и как он выглядит. Встретив на улице или даже на официальном приеме человека в шортах и шлепанцах, вы могли с удивлением узнать в нём миллиардера, фигурирующего в первой сотне списка «Форбса».

Но в последние годы эта ситуация начала в Израиле постепенно меняться. И даже на официальном уровне израильскому разгильдяйству был положен предел. К примеру, пару лет назад с заседания правительства выгнали и отправили домой переодеваться сразу нескольких министров, явившихся на него в трениках. «Вы одеты так, что не уважаете ни свой пост, ни правительство. А значит, и сами не заслуживаете уважения», – сказал им тогда премьер Нетаньяху.

Вспоминаю я об этих случаях, потому что значительная часть библейской главы «Тецавэ», которую евреи будут читать в синагогах в эту субботу, посвящена подробнейшему описанию одежды. Сначала – четырёх видов одеяний храмовых священников. А потом – ещё восьми видов одеяний для первосвященника.

«Приблизь к себе своего брата Аарона и его сыновей – Надава и Авигу, Элазара и Итамара, – чтобы они служили Мне. И сделай священные одеяния для Аарона для уважения и великолепия», – получает Свыше указание Моисей. К слову, нынешняя форма одежд и христианских священников всех течений и направлений, а также роскошные одеяния православных патриархов, сутаны кардиналов и парадная одежда римского папы – родом именно оттуда, из главы «Тецавэ».

Но сразу обращает на себя внимание тот факт, что одежды первосвященнику нужны «для уважения и великолепия». Чтобы если не он сам – а такое, увы, не раз в еврейской и не только истории случалось, – то хотя бы порученное ему высокое дело вызывало у людей уважение. А великолепие этих одежд напоминало ему самому о важности возложенной на него миссии.

Само слово «служение» звучит на иврите как «каана» и может быть отнесено не только к священнослужителю, но и к любому служению, в том числе чиновничеству. А в строках «приблизь их, чтобы они служили» заключено на самом деле крайне важное для нормального функционирования любого общества требование о разделении законодательной и исполнительной ветвей власти.

Ведь Моисей, будучи пророком, передавал еврейскому народу полученные Свыше законы, но не мог одновременно служить Ему в качестве их исполнителя. И на эту роль был выбран другой человек – Аарон. И это разделение функций пророка и священнослужителя строго соблюдалось на протяжении всей истории нашего народа.

Да, среди пророков будет потом немало потомков Аарона, то есть урожденных священников Иерусалимского Храма. Но если они пророчествовали, то не служили в тот момент в Храме. И наоборот: никто из служивших священников, включая первосвященника, никогда не претендовал на роль пророка.

Таким образом, в Пятикнижии ясно указывается на недопустимость смешения двух ветвей власти, а мировая история продемонстрировала нам всю опасность подобного смешения. Если издающий законы орган является одновременно их исполнителем, то он неминуемо начнёт злоупотреблять своим правом законодателя для издания тех законов, которые ему выгоднее будет исполнять. Такое же смешение происходит, когда поставленный исполнять законы чиновник начинает сам решать, какие из них правильные, а на какие можно и «забить».

К слову, именно так рождается «дипстейт» – глубинное государство, ставшее сегодня одним из главных факторов политики в большинстве современных демократических стран, включая Израиль. Суть «дипстейта» как раз в том и заключается, что маленькие серые чиновники разных рангов и уровней – в основном даже не самых высоких, типа начальников департаментов и помощников депутатов – переплетаются в единый организм, который перехватывает власть в государстве и определяет его политику, игнорируя и официальную позицию правительства, и мнение президента, и принятые народными избранниками решения. Не говоря уж о мнении самого народа.

В политической сфере Израиля эта проблема стала в последние десятилетия основной, и именно она в итоге привела к той турбулентности в жизни страны, которая наблюдалась в 2023 году – вплоть до событий 7 октября. А если вдуматься – наблюдается и сейчас.

Мне не раз приходилось в различных комментариях к Пятикнижию натыкаться на вопрос, почему же Всевышний лишил Моисея права священничества? И все комментаторы пытались объяснить это тем или иным грехом или недостатком Моисея. Но сейчас, после всего произошедшего в Израиле мне стало окончательно ясно, что дело не в грехах или недостатках, а в том, что две эти функции –законодателя и исполнителя – попросту нельзя совмещать, если мы хотим построить действительно справедливое и жизнеспособное общество.

И ещё один момент, на который в этом библейском отрывке любопытно обратить внимание. Одной из функций священнослужителей стало «возжигание» храмового светильника. «Скажи сынам Израиля, чтобы взяли они чистое оливковое масло, дабы возносился свет в Скинии завета постоянно. Аарон и его сыновья должны следить за этим – таков вечный закон для всех поколений сынов Израиля», – гласит библейский текст.

«Но позвольте! – вправе спросить как атеист, так и глубоко верующий человек. – Вот уже без малого 2000 лет, как у нас нет Храма, и мы не можем ни приносить предписанные Торой жертвы, ни “возносить свет” меноры. Неужели, даруя этот вечный закон евреям, Всевышний не предвидел, что однажды им просто негде и нечего будет зажигать?»

Это и в самом деле непростой вопрос. Но Любавичский ребе отвечал на него вполне в духе учения хасидизма. Любой закон, учил он, дан нам и на физическом, и на духовном уровне. Пусть мы сейчас и не можем сжигать жертву на жертвеннике в Храме, но каждый из нас способен ежедневно сжигать в своей душе животное начало и низменные побуждения. И если это удается, то для каждого человека это становится немалой жертвой, поскольку отказаться от таких побуждений или просто дурных привычек любому из нас крайне непросто.

Так же и со светом: пусть священники и не могут сейчас зажигать храмовую менору, но каждый еврей должен постоянно стремиться «возносить свет», пытаясь всюду уловить его искры и превращая их не в пожирающий всё огонь, а в освещающее весь мир пламя. Как тут не вспомнить любимые мной с детства строчки Назыма Хикмета:

Если ты гореть не будешь,
Если я гореть не буду,
Если мы гореть не будем –
Кто ж тогда развеет тьму?!

{* *}