Top.Mail.Ru

Свобода у входа

22.04.2024

Песах со всеми его хлопотами, долгим застольем и непременной мацой вступил в свои права. Из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие повторяется этот ритуал. Вплоть до мельчайших деталей!

Но каждый раз обязательно добавляется и что-то новое в наше понимание этого праздника, в трактовку «Пасхальной агады», вынуждая ставить акценты на тех моментах, которые ещё в прошлом году нам казались едва ли не второстепенными.

Песах, отмечаемый в память нашего Исхода из Египта, безусловно, является главным, центральным еврейским праздником, поскольку именно с этого события и начинается история евреев как народа. И неслучайно мы вновь и вновь напоминаем себе об этом, произнося строки из «Агады» о том, что каждый, кто голоден и кому негде отметить Песах, пусть войдет в наш дом и празднует с нами. Тем самым мы показываем, что мы все – члены одной большой еврейской семьи, и у нас нет права отвергнуть любого нашего брата или сестру только на том основании, что они придерживаются отличных от нас взглядов и убеждений.

Повторяя расписанные до деталей моменты пасхального седера, так же как это делали наши далекие и ближние предки, мы невольно ощущаем свою неразрывную связь с ними, чувствуем себя продолжением той цепи, начало которой уходит во тьму веков. А затем – после нас – продолжится в туманном будущем. И это живая реализация идеи наших мудрецов, что во всех поколениях евреи должны чувствовать себя так, словно это именно они вышли из Египта. И ох как остро мы сегодня ощущаем связь каждого слова древней «Пасхальной агады» с нашей современной жизнью.

Нет сомнений, что Песах этого года – особенный, подобного которому, слава Б-гу, давно не было в нашей истории и, даст Б-г, больше никогда не будет. Неслучайно в Израиле накануне Песаха раздались призывы вообще отказаться от широкого празднования. Дескать, как можно праздновать выход на свободу, когда там, в Газе, в плену, а по сути дела, в рабстве у ХАМАСа остаются наши братья и сестры? Не является ли празднование в такой обстановке лицемерием и вопиющим противоречием с самой идеей Песаха?

Когда я впервые услышал эти призывы, то подумал о том, с каким же чувством садились евреи Проскурова за пасхальный стол в 1919 году – спустя месяц после ужасного погрома, когда на всех улицах городка еще виднелись следы еврейской крови. А ведь число убитых в этом погроме – более 1200 человек – очень перекликается с количеством жертв резни 7 октября.

А с каким чувством евреи проводили седер после погромов Богдана Хмельницкого? Что ощущали, празднуя Песах, несмотря на все немыслимые препятствия, в гетто и концлагерях? И если они не отказывались от этого праздника в самом пекле ада, то какое право есть отказаться от него у нас?!

Да, конечно, в этом году всё так же и всё – иначе! И даже одно из первых благословений праздника – «Благословен Всевышний, давший нам дожить до этого дня» – звучит совершенно иначе. Ведь любой еврей мог оказаться 7 октября жертвой не вмещающихся в человеческое сознание зверств террористов из ХАМАСа.

И уж тем более иначе звучит в этом году вечный вопрос из «Пасхальной агады»: «Чем эта ночь отличается от других ночей?». Да многим она отличается, многим! Тем, что Израиль в эту пасхальную ночь ведёт войну сразу на нескольких фронтах. Тем, что по новому, рождённому в этом году обычаю мы теперь оставляем один стул за пасхальным столом пустым – в память о наших пленных. И тем, что будем произносить специальную молитву за их освобождение.

«В каждом поколении восстают на нас, чтобы истребить нас, но Всесвятой, благословен Он, спасает нас от их руки», – одна из ключевых фраз и идей «Пасхальной агады». И эти слова «в каждом поколении» означают: мы напрасно надеялись, что нас это не коснётся, что как-нибудь «пронесёт». Нет, наши враги никуда не делись, разве что попытались надеть новые маски, которые с них то и дело сползают. А цели у них всё те же – наше физическое или духовное уничтожение. И как Он спасает нас, мы совсем недавно увидели воочию, когда сотни иранских ракет и беспилотников устремились к границам еврейского государства, а долетели до них лишь единицы.

«В этом году рабы, в будущем году – свободные люди», – другая важнейшая идея «Пасхальной агады», составленной в столь глубоком средневековье, что её авторы и вправду не считали себя свободными людьми. Скорее, наоборот: они прекрасно понимали, что и в христианской Европе, и на более толерантном тогда к евреям мусульманском Востоке они живут всё равно, по сути дела, в рабском положении. Так что «Агада» во многом устремлена в будущее.

Но понимали мудрецы и другое: подлинный выход на свободу, в том числе и физическую, и политическую, и любую другую, начинается с освобождения прежде всего от духовного рабства. В этом смысле наши предки оставили нам немало вдохновляющих примеров того, как можно оставаться свободными людьми и быть верными себе в любые – и в светлые, и в самые мрачные – времена. Помните у Галича: «Я выбираю Свободу быть просто самим собой»?

И в этом освобождении от духовного рабства и заключается главная задача любого еврея. Хватит быть рабами собственного страха, комплекса неполноценности, соцсетей и вбитых нам в детстве в голову ложных истин – давайте выйдем наконец на свободу.

Согласно каббалистической мистике, пасхальная ночь, да и вся пасхальная неделя – это время особого раскрытия, когда многое в жизни нашего народа меняется к лучшему – как это произошло 3526 лет назад в Египте. Так что давайте сядем за стол, откроем старую, но всё столь же актуальную «Пасхальную агаду» и вспомним тот «скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской».

{* *}