Top.Mail.Ru

Полцарства за раба

24.05.2024

В своё время мне довелось переводить старинное «Сказание о потерянной дочери», повествующее о судьбе Эстер – дочери великого раввина Шабтая Меира Акоэна, жившего в XVII веке. Действие этой повести разворачивается во времена Хмельнитчины и начинается с того, что ещё относительно молодой, недавно овдовевший раввин Шабтай Меир вместе с шестилетней дочерью бежит от ворвавшихся в местечко казаков.

Бежит он в близлежащий лес, но там в силу драматических обстоятельств теряет дочь. И Эстер в итоге оказывается при дворце польского короля, где спасает от укуса змеи принцессу Анну-Марию и становится ей не просто подругой, а названной сестрой.

Король и королева относятся к юной Эстер уважительно, но со временем всё настоятельнее требуют от неё креститься, чему уже подросшая девушка сопротивляется. В момент пожара она улучает возможность и бежит из дворца, но снова оказывается в лесу и попадает на этот раз в руки разбойников.

Атаман банды Вортислав уже собрался превратить её на время в свою наложницу, а затем «пустить по кругу», но Эстер удаётся уговорить его отправить одного из разбойников в Вильно –предложить тамошним евреям выкупить её. И Вортислав соглашается, но назначает за еврейскую девушку поистине астрономическую сумму выкупа.

Дальше подробно описывается заседание Совета еврейской общины Вильно, глава которого заявляет, что, во-первых, неизвестно, кем на самом деле является девочка, а во-вторых, еврейский закон хоть и предписывает выкупать своих соплеменников, но запрещает платить за них такой гигантский выкуп, поскольку это может побудить бандитов ко всё новым и новым похищениям евреев.

Но после того как Совет отказывается заплатить озвученную разбойниками сумму, находится молодой еврей, который отдаёт все свои сбережения и влезает в громадные долги, лишь бы не допустить, чтобы еврейка стала жертвой насильников. А Эстер, как и положено таким сказаниям, становится женой этого еврея.

В финале повести спустя годы муж принцессы в поисках денег для ведения бесконечных войн убеждает короля обложить евреев Вильно огромной данью, угрожая в случае неуплаты изгнать их из города. И когда все мольбы снизить дань оказались тщетными, Эстер направляется в Варшаву – чтобы встретиться с принцессой и просить её о помощи.

Но та не может простить Эстер её побега из дворца, и между названными сестрами прямо в королевских покоях вспыхивает грандиозный скандал. Прибежавший на крики молодой принц узнаёт, что речь идет о еврейке, спасшей когда-то жизнь его жене, и спрашивает: «И как же ты её вознаградила?» И поняв, что никак, в качестве награды отменяет наложенную на евреев Вильно дань.

Когда же Эстер приносит весь об отмене побора евреям Вильно, то глава Совета общины – тот самый, который отказался её выкупать – валится ей в ноги и просит простить. И хотя Эстер ещё будет ждать встреча с отцом, ставшим знаменитым на весь мир знатоком Торы, эта сцена, в которой глава виленской общины целует туфли Эстер, является самой пронзительной во всей повести.

Вспомнил я об этой истории потому, что на этой неделе евреи во всех синагогах будут читать библейскую главу «Беар», в которой среди не потерявших актуальности законов о ценообразовании, кредитах и отношениях между работодателем и наемным сотрудником есть и такие строки, строго-настрого предписывающие выкупать евреев из рабства: «Следует выкупить его. Один из братьев должен выкупить его. Или кто-нибудь из родных его, из семейства его должен выкупить».

Эти слова лежат в основе заповеди «пидьон швуим» – «выкупа пленных», обязывающей евреев выкупать попавшего в рабство соплеменника, а поскольку все евреи – одна семья, то данная обязанность ложится не только на близких родственников пленного, но и на весь народ.

Испокон веков еврейский народ ревностно исполнял эту заповедь. После разрушения Второго Храма, когда рынки Римской империи были переполнены захваченными и вывезенными из Иудеи еврейскими рабами, то сотни других евреев из самых отдаленных концов империи рыскали по этим рынкам, выкупая братьев на собранные общинами деньги. Причем в первую очередь выкупались женщины и дети.

А после той же Хмельнитчины евреи из Германии и Голландии, Франции и Османской империи собрали огромные деньги на выкуп тех евреев, которых казаки пожелали оставить в живых и затем продавали в качестве рабов. С истории такого выкупа, к примеру, начинается «Раб» – один из лучших романов великого писателя Исаака Башевиса-Зингера.

Заповедь «пидьон швуим» двигала и теми, кто занимался поиском и выкупом еврейских детей из католических монастырей, монахи которых лелеяли надежду превратить их в благочестивых христиан. Заповедью «пидьон швуим» руководствовалось и Государство Израиль, когда добивалось освобождения попавших в плен к арабам своих солдат или рядовых граждан – живыми или мертвыми.

И всё же признаюсь, никогда не думал, что на моем веку эта заповедь вновь обретёт такую же актуальность, как во времена гибели Второго Храма или Хмельнитчины. Как же горько и страшно осознавать, что это все-таки произошло: сотни израильтян, включая женщин, глубоких стариков и несмышлёных младенцев, оказались 7 октября в плену у террористов из группировки ХАМАС. И многих из них, к сожалению, уже нет в живых.

Никто в Израиле не спорит, что пленные должны быть освобождены – даже если для этого придется уплатить тяжелую цену. Но вопрос, каким именно путём следует добиваться этого освобождения и следует ли это делать совсем уж любой ценой, в том числе и за счет судьбоносных национальных интересов, раскалывает сегодня израильское общество. Террористы это отлично понимают и прекрасно этим пользуются, непрестанно увеличивая цену и выдвигая всё новые немыслимые условия. Уж не знаю, каков правильный ответ на этот вопрос, но мне снова и снова мерещится та тяжелая сцена из «Сказания о потерянной дочери», в которой евреи Вильно решают судьбу Эстер. Как же страшно, что мы все оказались на месте этих решателей.

{* *}