Top.Mail.Ru

Кукиш в небо

31.05.2024

Во многих советских газетах была рубрика «Спрашивали – отвечаем», пользовавшаяся неизменной популярностью у читателей. Каждый день в редакцию газеты, где я начинал работать, поступало немало писем от оказавшихся в сложной жизненной ситуации читателей, недоумевающих, почему снова затягивается их очередь на получение квартиры или за что их обделили путевкой в профсоюзный санаторий.

Автору этих строк приходилось вникать в каждое письмо, звонить в исполком или председателю профкома, а подчас и в горком, и даже в республиканский ЦК, пытаясь добиться решения проблемы и пугая функционеров её оглаской в прессе. И что там скрывать – я был счастлив, когда удавалось реально кому-то помочь.

Но сейчас, после резни 7 октября, в редакцию от читателей идут вопросы совершенно иного, эсхатологического и экзистенциального порядка – вроде тех, что возникали после Холокоста. Главный из них: «Где был Б-г 7 октября?» И хотят того духовные авторитеты или нет, но отвечать на этот вопрос придётся.

Я – не раввин и уж тем более не могу претендовать на роль духовного авторитета, но при изучении библейской главы «Бехукотай», которую будут читать во всех синагогах мира в эту субботу, у меня невольно возникло ощущение, что именно в ней и содержится ответ на этот фундаментальный вопрос. Да и происходящее сейчас внутри израильского общества и еврейского народа в целом это подтверждает.

В сущности, отрывок «Бехукотай» представляет собой изложение условий того знаменитого Завета евреев со Всевышним. Начинается он словами: «Если вы будете следовать Моим законам и заповеди Мои хранить, то дам Я вам…» Что ж, посмотрим внимательно, что именно Он нам даст?

«Будете есть хлеб свой досыта и жить на своей земле в безопасности. Пошлю Я мир стране вашей, и будете вы пребывать в покое. И меч не будет гулять по земле вашей. А если станете преследовать врагов своих, то падут они от меча вашего. Сто из вас будут преследовать десять тысяч – и падут враги перед вами. Буду благосклонен к вам и сделаю вас плодовитыми и многочисленными. И будешь ты выбрасывать урожай старый – лишь бы освободить место для нового».

Если упростить, в обмен на следование Завету с Творцом нам обещаны мир, беспрецедентное экономическое процветание и победа над всеми врагами, даже если последние многократно превосходят нас по численности. И до недавнего времени многие находили подтверждение этим словам Пятикнижия не в какой-то глубокой древности, а в самой что ни на есть современной истории Израиля.

Во всех войнах, начиная с провозглашения еврейского государства, Израиль одерживал поистине грандиозные, зачастую необъяснимые с рациональной точки зрения победы над многократно превосходящими силами противника. Так было и во время Войны за независимость в 1948-м, и в Шестидневной войне в 68-м, и в Войну Судного дня в 73-м, когда Египет и Сирия были абсолютно уверены в своей победе, а в итоге вынуждены были молить сверхдержавы помочь им остановить «израильских агрессоров», стоявших уже в сорока километрах от Дамаска и ровно в сотне от Каира.

Да, мира вокруг Израиля никогда не было, но все войны, которые он вёл, очень быстро переходили на территорию противника, так что жизнь внутри страны была относительно мирной и спокойной, да и с внутренним террором мы научились справляться. Ну а с тем, что Израиль входит в число самых экономически и технологически развитых стран мира, сегодня не спорят даже наши самые ненавистные враги.

Впрочем, признавая справедливость и осуществление того пророчества из Пятикнижия, даже гордясь этим фактом, мало кто при этом задавался вопросом: а за какие, собственно говоря, заслуги свалилось на Израиль всё это счастье? Или, говоря словами Зощенко из его гениальных рассказов о Лёле и Миньке: «А заслужили ли мы это сладкое?»

Тем более что не всё нам пряник. Вслед за столь оптимистичным и, казалось бы, сбывшимся пророчеством в том же отрывке «Бехукотай» следовало и другое, уже не такое весёлое: «Но если вы презреете Мои законы, будете гнушаться заповедями Моими, и отторгнет душа ваша союз со Мной, то обращу Я Своё лицо против вас – и будете вы поражены врагами вашими, и ненавистники ваши будут владеть вами». Но разве не это мы видели 7 октября?!

Все задаются вопросом: как могло случиться, что одна из лучших армий в мире, оснащённая самой передовой военной техникой, не защитила свои границы и позволила куда более малочисленной по сравнению с ней кучке террористов прорваться внутрь страны и в течение стольких часов безнаказанно убивать, насиловать, жечь и творить все прочие злодеяния?

Как и былые победы Израиля в войнах не вмещались в здравый смысл, выходили далеко за его пределы, так и события того страшного дня не находят никакого рационального объяснения. Так что, возможно, ответ на этот вопрос следует искать не только на рациональном уровне – хотя, конечно же, мы обязаны проанализировать все причины, которые привели к столь грандиозному провалу, и назвать его виновников! – но и в этих словах: «Обращу Я Своё лицо против вас».

При этом должен оговориться: попытки объяснить постигшую Израиль 7 октября трагедию гневом Всевышнего и наказанием за то, что в последнее время евреи не просто не исполняли заповеди, но и зачастую демонстративно отвергали их, открыто проявляя презрение к их исполнению, каждый раз поднимали в ответ настоящую бурю, а носителей подобных теорий обвиняли не только в религиозном фанатизме, но и в оскорблении памяти жертв и изощренном цинизме, поскольку нередко такие попытки сводились к заявлениям, что убитые или попавшие в плен к террористам поплатились таким образом за нарушение ими заповедей, что само по себе звучит омерзительно. И я лично полностью с этим согласен – омерзительно. В чём была вина перед Б-гом убитых или заживо сожжённых детей?! Или в чем была вина захваченного террористами в плен шестимесячного Кфира Бибаса и его четырехлетнего брата Ариэля?!

Но в том-то и дело, что вопрос следует ставить иначе. Как ставил его, к примеру, раввин Йозеф в знаменитом рассказе Шолом-Алейхема «Касриловские погорельцы»: «Женщины, дети и старики, погибшие в пожаре – святые. Но мы, живые, должны задуматься, что с нами не так, за что нас постигло такое бедствие?!» Не их, а нас!

Словом, прежде чем спрашивать: «Где был Б-г 7 октября?», стоит сначала спросить себя, а где мы сами были всё время. Возможно, станется, что отвергали, насмехались и презирали. А это вообще полезно – начинать поиск причин с себя, а не взваливать вину на кого-либо другого, ища объяснение своих бед где-то вовне. Поэтому, перефразируя старый еврейский анекдот, я бы посоветовал не показывать кукиш Б-гу.

{* *}