Top.Mail.Ru

Праздник в бою

11.06.2024

В финале гениальной пьесы Бабеля «Закат» – когда всё кажется уже кончено и закат еврейского мира неотвратим – на авансцене остаются два героя: старый Арье-Лейб и маленький мальчик. И Арье-Лейб – один из символов этого умирающего мира, – не обращая внимания на опускающийся над ним занавес, продолжает делать то, чем занимался всю жизнь: учить Торе.

«– “Песня песней” учит нас: “Ночью на ложе моём искала я того, кого люблю”. Что же говорит нам Рашэ? – спрашивает Арье-Лейб.
– Рашэ учит нас: “Искала Тору”, – отвечает мальчик».
И в этот момент становится ясно: пока эти двое стоят, словно вне времени и пространства, ничего не кончено – не надо спешить хоронить евреев. За закатом еще последует рассвет, пусть впереди и ждёт долгая, непроглядная и страшная ночь.

В этом году праздник Шавуот приходится на 12 июня. В этот день в 1967 году израильская армия заняла Хермон, поставив таким образом победную финальную точку в Шестидневной войне. И как же хотелось, чтобы в силу символических параллелей праздник Шавуот и в этом году стал днём победы хотя бы над ХАМАСом, не говоря уже о победе и на нашей северной границе. Но, увы, не всё в жизни случается так, как нам того хочется. И впереди у нас еще, скорее всего, многие месяцы войны и на юге, и на севере. А не исключено, что и не только там.

И всё же праздник Шавуот вступает в свои права. И мы от него, разумеется, не откажемся, несмотря на войну, как не отказались ни от Хануки, ни от Пурима, ни от Песаха. К тому же, в ряду этих великих праздников Шавуот стоит отдельно. Ведь дарование Торы, которое евреи отмечают в Шавуот, а значит, и дарование Десяти заповедей – это величайшее событие не только в истории еврейского народа, но и в масштабах всего человечества. Можно, конечно, пытаться списать всё случившее 3336 лет назад у горы Синай на массовую галлюцинацию, но последствия этого события точно никуда не спишешь: Пятикнижие Моисеево, остающееся самой издаваемой в мире книгой, оказало фундаментальное влияние на всё последующее развитие человеческой цивилизации.

Последние дни Израиль живет предвкушением этого праздника. О нём напоминают немалые скидки на молочные продукты, объявленные почти во всех магазинах страны – ведь в Шавуот принято устраивать молочную трапезу, призванную напомнить нам, что Тора сладка для евреев, как «молоко и мёд». О скором празднике свидетельствует и появление на улицах множества детей с водяными автоматами и пистолетами – поскольку в Шавуот принято обливать друг друга водой в знак того, что Тора уподобляется в еврейской философии «живой воде»: жизнь без неё для нашего народа так же невозможна, как существование жизни на Земле без воды.

Для евреев Тора стала, прежде всего, объединяющей их в народ книгой. И она объединяла евреев и в самые счастливые, и в трагические моменты их истории. И нравится это кому-то или нет, но мы пронесли верность союзу, заключенному с нами у горы Синай, через все эти три с лишним тысячелетия. Со словами Торы на устах погибали наши великие мученики, с ними шли на смерть защитники Иерусалимского Храма и воины Бар-Кохбы, на ней сегодня приносят присягу воины ЦАХАЛа.

И неслучайно во все времена злодеи, мечтавшие уничтожить нас как народ и стереть евреев из истории, стремились в первую очередь разорвать нашу связь с Торой. Причем как с духовной, так и с физической точки зрения. И речь идёт не только о древней, но и, что называется, новейшей истории. Невозможно забыть, с каким остервенением топтали и сжигали свитки Торы нацисты. Да и в современной Европе синагоги не разгромлены лишь потому, что находятся под усиленной охраной. И что там скрывать: в последние десятилетия свитки и книги Торы не раз становились объектом вандализма в различных городах Израиля. И триггером этих акций была всё та же ненависть к нашему духовному наследию – ко всему, что неразрывно связано с самим понятием «еврей».

Как свидетельствуют еврейские источники, в момент получения Торы весь еврейский народ стоял у горы Синай «как один человек с одним сердцем». Это был миг высшего единства, которое уже тогда просуществовало совсем недолго и которого нам, увы, не хватает и по сей день. Нет, периоды такого единения, безусловно, в еврейской истории ещё случались, и не однажды, но каждый раз для этого почему-то требовалась общенациональная трагедия. Так было и сразу после разрушения Иерусалимского Храма, и после Холокоста, когда ни один еврей не спрашивал у другого, светский он или религиозный, каких политических взглядов придерживается и где именно народился на свет – было ощущение великого еврейского братства, и каждый спешил помочь другому всем, чем только мог.

Об этом потрясающем чувстве, пережитом в дни Войны за независимость и Шестидневной войны, старожилы Израиля рассказывают до сих пор. Да и многие выходцы из СССР с ностальгией вспоминают о той особой атмосфере, которая царила в Израиле в начале 1990-х годов и невольно очаровывала их, возвращая утраченное было ощущение сопричастности со своим народом. Тогда мы еще раз доказали себе и всему миру, что какие бы горестные чувства ни вызывал наш закат, мы умеем возрождаться из пепла для нового восхода.

И нынешний Шавуот – это как раз повод задуматься, где и почему мы растеряли в последние годы это единство. Причём настолько растеряли, что даже «кровавая суббота» 7 октября лишь ненадолго нас объединила, но очень скоро Израиль, а за ним и весь остальной еврейский мир вновь погрузился в прежние распри.

Ночь праздника Шавуот ещё называют «ночью бдения». Во всех синагогах в эту ночь принято учить Тору и читать специальный «Тикун» – это название можно перевести на русский как «исправление». В этом «исправлении» и заключается главный смысл этой ночи, а согласно Каббале, речь идёт и об исправлении грехов предков. Но сегодня это «исправление» явно необходимо и каждому из нас, и всему израильскому обществу, и еврейскому народу вместе взятому. Причем на этот раз не во имя прошлых, а во имя будущих поколений.

Слишком уж затянулась эта ночь. Но очень хочется верить, что рассвет все-таки близок и неотвратим – как тот грозный и прекрасный рассвет над горой Синай, у которой мы стояли «как один человек с одним сердцем».

{* *}