Top.Mail.Ru

Смерти вопреки

12.07.2024

Последнее время, как и многие израильтяне, я боюсь включать телевизор. Лишь загорится экран – и на нём появится лицо очередного погибшего в секторе Газа солдата.

У них у всех, словно на подбор, удивительно красивые, мужественные и одухотворенные лица. Так что нет сомнений – в эти дни мы теряем цвет нации. Мы теряем её золотой генофонд: ученых и изобретателей, художников и поэтов, находившихся ещё в самом начале своего пути, но нередко уже успевших удивить своими достижениями.

«Я точно знаю, на какой огромной духовной, интеллектуальной и моральной высоте стоял мой сын и другие его павшие товарищи – они были великанами! Но у страны, к сожалению, сегодня нет лидеров, которые были бы им вровень. Мне очень хочется, чтобы наши политики хотя бы попытались до них дорасти!» – сказала на похоронах мать Саадии Дери – одного из этих героев.

И после каждых похорон вместе с болью возникает вопрос, который стар как мир: почему всегда погибают лучшие?! Почему Всевышний, пославший нам столько явных чудес, не сотворил еще одно чудо, а решил забрать этих ребят? И ответ на этот вопрос, как часто бывает, приходит из Торы. Тем более что в эту субботу во всех синагогах мира будут читать библейский отрывок «Хукат», главная тема которого – тема смерти. Сначала смерти пророчицы Мирьям – старшей сестры Моисея. А затем – смерти Аарона, брата и главного соратника Моисея. Но предваряет эти кончины загадочная заповедь о рыжей корове, пепел которой, будучи смешанным с «живой водой», очищает человека от «нечистоты смерти».

Наши мудрецы в талмудическом трактате «Моэд катан» обсуждают, почему описание кончины Мирьям следует сразу же после закона о рыжей корове, и приходят к каббалистическому выводу: «Как рыжая корова приносила искупление оставшимся, так и смерть праведника дает искупление живым».

Кто знает, быть может, это и есть ответ на вопрос, почему погибают самые лучшие? Уже долгие годы израильтяне чувствуют, что политическое руководство страны допускает одну ошибку за другой, и их неизбежным следствием станет большая война. И нельзя тут не вспомнить строки из стихотворения русскоязычного израильского поэта Бориса Камянова, написанного ещё в 1993 году и посвященного сыну и всем его сверстникам, которым на тот момент было 13 лет:

Они – призыв двухтысячного года –
Своею кровью оплатить должны
Безумие избранников народа,
Бездарно промотавших полстраны.

«Атикву» мы давно уже допели.
Остались боль, растерянность и стыд.
Мы наших сыновей не пожалели.
Молись, Израиль! Может, Он простит.

За последние годы мы наделали так много страшных ошибок, совершили столько грехов, что, возможно, своей гибелью лучшие сыновья нашего народа искупают эти наши ошибки и грехи, неся духовное очищение, которое сегодня так необходимо израильскому обществу и всему еврейскому народу.

Но такая потеря не может обойтись без последствий для всех нас. Как и смерть Мирьям совершенно не случайно повлекла за собой закрытие колодца, снабжавшего евреев водой на протяжении всех 40 лет странствий по пустыне. Эта деталь призвана подчеркнуть, что смерть великого праведника и духовного учителя оставляет после себя зияющую пустоту, которую бывает крайне трудно, а по большому счёту, и невозможно до конца восполнить.

В связи с этим нельзя не вспомнить, что именно на дни чтения этого библейского отрывка приходится годовщина Седьмого Любавического ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Автор этих строк – отнюдь не последователь этого движения, но и для меня нет сомнений, что Ребе был одним из величайших духовных лидеров нашего поколения, и нам сегодня так не хватает его провидения.

Я до сих пор хорошо помню тот день 3 таммуза в 1994 году, когда пришла трагическая весть, и в какой траур она повергла не только его хасидов, но и многих евреев по всему миру, включая и совершенно светских. Мне и сегодня кажется, что будь у нас в эти дни лидер такого уровня и масштаба, многие события пошли бы по совершенно иному пути. Как и тогда, 3500 лет назад, в пустыне. Ведь начавшийся вслед за кончиной великой праведницы, пророчицы Мирьям «водяной бунт», вне всякого сомнения, является вечным предостережением политическим лидерам всех времен и народов, столкнувшимся с необходимостью в срочном порядке принять крайне важные решения и начать действовать.

А ситуация была и вправду критическая! «Зачем вы завели нас в гиблое место, где ни зерна, ни смоковницы, ни винограда, ни граната. Нет даже воды испить!» – обвинял народ Моисея и брата его Аарона. Но вместо того чтобы исполнить дословно волю Небес – «Собрать всю общину и на глазах у всех велеть скале дать воды», явив тем самым очередное чудо, – Моисей в ярости бьёт по скале посохом. Да, в ответ изливаются потоки воды. И вроде бы ничего страшного не произошло. И главное – это результат, а он получен. Но в наказание за эту допущенную в ярости роковую ошибку Моисей и его брат Аарон лишаются права войти вместе с народом в Землю Обетованную.

Этот случай стал вечным напоминанием, насколько велика ответственность, лежащая на плечах лидеров, как тщательно они должны взвешивать каждый свой шаг и просчитывать возможные последствия. И само собой, людям такого уровня никак не пристало принимать решения в состоянии гнева, пусть и справедливого. Да и вообще поддаваться собственным эмоциям. Как говорится, «не царское это дело».

А заканчивается этот отрывок также весьма любопытным для наших дней рассказом о попытках Моисея завязать дружеские отношения с будущими соседями. Для начала он направил послов к царю Эдома с просьбой дать евреям пройти, обещая заплатить за все связанные с этим издержки, включая выпитую людьми и животными по дороге воду. Однако Эдом в ответ стал угрожать евреям войной. А ханаанейский царь Арад без всяких угроз просто напал на сынов Израиля и взял множество пленных. Да и эморейский царь Сихон тут же подоспел – тоже напал на Израиль. Тут даже такой миролюбивый человек, как пророк Моисей, понял, что не ответить нельзя. «И тогда Израиль навёл опустошение на них и на их города и сразил их остриём своего меча», как гласит библейский текст.

Как видите, на Ближнем Востоке тысячелетиями ничего не меняется. Вновь и вновь наши попытки умиротворить врагов и договориться с ними терпят крах. И нам не остается ничего другого, как взять в руки оружие и отстаивать само наше право на существование. И пенять в этом случае нашим ненавистникам, как и во времена Моисея, надо только на самих себя.

{* *}