Top.Mail.Ru

За осла ответишь!

19.07.2024

Почему любые козни против евреев бьют по тем, кто их строит – объясняет наш исторический корреспондент.

«И увидел Балак всё, что сделал Израиль с эмореями. И испугались моавитяне очень, ибо был народ Израиля силён. И опостылела моавитянам жизнь из-за сынов Израиля», – такими словами начинается библейская глава «Балак», получившая своё имя в честь моавитянского царя Балака. Именно её будут читать евреи во всех синагогах мира в эту субботу. И она одна из шести глав Пятикнижия – наряду с главами «Ноах», «Хаей Сара», «Итро», «Корах» и «Пинхас», – названных в честь конкретных героев. Но если четверо из них – это величайшие праведники и подлинные гиганты духа, то Корах и Балак явно под это определение не попадают. И возникает вполне резонный вопрос: за что же они удостоились подобной чести?

В поисках ответа комментаторы Пятикнижия предполагают множество вариантов. Ряд из них считает, что дело вообще не в этих малосимпатичных личностях, а в их потомках: ведь правнуком Кораха будет великий пророк Шмуэль, а от Балака произойдёт Рут – прабабка самого царя Давида. Так что сам Мессия, потомок царя Давида, должен нести в себе и гены злодея Балака. И, мол, в честь этой заслуги – рождения столь великого потомства – эти главы были названы именами предков-злодеев.

Признаюсь, лично меня никогда не удовлетворял этот ответ. У ничтожных людей могут быть великие потомки, но это ещё не повод возвеличивать и увековечивать сами ничтожества! Думается, дело в другом: каждый герой, в честь которого была названа библейская глава, являет собой некий символ и архетип личностей, рождавшихся потом в различные эпохи, но определенным образом повлиявших на ход истории народов и всего человечества. И с этой точки зрения Балак и его соратник Билам, безусловно, олицетворяют собой архетипы антисемитов всех времен и народов.

Собственно, сами слова «опостылела моавитянам жизнь из-за сынов Израиля» содержат в себе ключ к пониманию феномена антисемитизма. И тут важно напомнить, что евреи считали моавитян родственным народом – ведь те вели своё происхождение от Лота, племянника Авраама. И своим ближайшим родственникам евреи никак на тот момент не угрожали. И уж точно земли их завоёвывать не собирались. Однако моавитянам «опостылела жизнь» из-за евреев абсолютно без всякой видимой глазу причины – просто из-за самого факта их существования! И это ключевой момент.

А уже потом в рамках разгона пропаганды начали вбрасываться конспирологические причины. «Сейчас эта сплоченная толпа объест всю нашу округу», – цитирует библейский текст разговоры моавитян в те дни. А говоря более современным нам языком Высоцкого: «Я знаю: украли они у народа весь хлеб урожая минувшего года». Ничего нового в этом не было ни тогда, ни сегодня: ненависть антисемитов совершенно иррациональна – ей нет объяснения. Точнее, все объяснения уже потом просто притягиваются за уши к этой изначальной ненависти.

А по сюжету этой главы, напомним, зоологический антисемит царь Балак просит другого зоологического антисемита, а по совместительству жреца Билама проклясть еврейский народ. «Прошу, приди и прокляни народ этот, ибо они сильнее меня. Может быть, тогда я смогу нанести ему удар», – почти молит жреца царь Балак. Любопытно, что само слово «балак», согласно Мидрашам, происходит от глагола «болек», который можно перевести на русский язык как «создавать хаос» или «творить беспорядок». Иными словами, больше всего Балака пугал тот факт, что евреи представляли собой не просто толпу, а «сплоченную толпу», связанную общей национальной идеей и действующую как единый организм. И проклятие жреца Билама должно было, по замыслу царя, разрушить эту сплоченность, посеять в ряды евреев анархию и хаос, сделав их тем самым уязвимыми даже для врага, который заведомо слабее их.

За примером того, как этот метод работает на практике, нам далеко ходить не надо – он перед нашими глазами. Не будь Израиль так ослаблен за последние два года внутренними распрями и правящей бал анархией, террористам из ХАМАСа вряд ли удалось добиться такого успеха 7 октября.

Но пророк Билам, оставаясь зоологическим антисемитом, олицетворяет собой всё же совершенно иной тип этого явления. Прежде всего, он, безусловно, один из самых выдающихся интеллектуалов своей эпохи. К тому же обладает колоссальными знаниями об устройстве мира, в том числе и самых сокровенных и мистических его сторон. И потому он вроде понимает, что проклинать евреев не только бесполезно, но и небезопасно, поскольку они связаны союзом с самим Творцом.

Именно поэтому он поначалу и «посылает» царя Балака: «Даже если дадут мне дом, наполненный золотом и серебром, то не смогу я нарушить волю Творца». Но само имя «Билам» можно представить как два отдельных слова: «болеа ам» – «пожирающий народ» или даже «проглатывающий» его. И он не в силах отказаться от идеи поглотить Израиль.

Что его побуждает? Это та самая ненависть, которая лишает рационального человека здравого смысла и настолько ослепляет разум, что он готов идти на заведомо обреченную на провал миссию. А в итоге ослеплённый ненавистью жрец до такой степени теряет способность узреть происходящее, что в упор не видит посланника Свыше, которого видит даже его ослица!

Это та самая ненависть, которую мы сегодня наблюдаем в кампусах лучших университетов мира, где профессора вдруг в одночасье сбросили с себя одежды толерантности и предстали в своём истинном облике – банальных антисемитов, отрицающих зверства ХАМАСа и право евреев на защиту, а значит – и право на само существование. Вдруг оказалось, что нет особой разницы между этими учеными мужами и зверьем из ХАМАСа, которое они так горячо поддерживают. Высокий интеллект, таким образом, не является помехой антисемитизму. Скорее наоборот: зачастую идёт с ним рука об руку – так тоже было всегда и будет.

Но на что надеется умный интеллектуал Билам, изначально осознавая всю гибельность выбранного им пути? Как и любой антисемит, он всё же втайне надеется: «А вдруг получится?! В конце концов, не такие уж эти евреи и святые! Сколько раз бунтовали они против Моисея, сколько раз предъявляли Творцу претензии. Вдруг получится разжечь Его гнев против них». То есть все надежды антисемитов лишь на то, что евреи сами своими поступками прогневают Творца и Он отвернётся от них.

Конец этой истории известен. Раз за разом жрец Билам, стоя на горе, пытался проклясть еврейский народ. И раз за разом, обозревая расположившийся перед ним стан Израиля, благословлял, ибо слова проклятья не могли вырваться из его уст. Совершенно ошеломленный таким поведением жреца царь Балак снова требовал от него проклятий в адрес евреев, но уже с другой обзорной точки – дабы был виден не весь стан Израиля, а только его «край, на котором расположился сброд». Понятно ведь, что в каждом народе есть свои подонки и отщепенцы, и можно представить их как весь народ: мол, все они такие, разжигая ненависть ко всем евреям – приём, обратим внимание, для антисемитов не новый и вполне работающий. Но и в этот раз из уст жреца вышли только благословения: «Не узрел нечестия в Яакове, не увидел тягот в Израиле, ибо Всевышний с ним».

И это ещё одна характерная особенность антисемитов: они не успокаиваются даже в момент, когда видят очевидное фиаско своих козней против евреев. И Балак с Биламом предпринимают всё новые и новые попытки. Продолжают вплоть до наших дней.

Но в этой истории мне видится добрый для нашего поколения знак. Захлестнувший сегодня мир мутный вал антисемитизма в итоге обернётся против самих антисемитов, а для нас закончится благословением Небес. Может быть, это случится не завтра и даже не послезавтра, но то, что это произойдет, сомнений не вызывает. Потому что такова воля Всевышнего и вся связанная с ней логика мировой истории. Или, говоря словами нашего ненавистника Билама: «Тот, кто благословит Израиль, будет благословен, а тот, кто проклянёт, сам будет проклят».

{* *}