Top.Mail.Ru

Грызня по-братски

12.08.2024

Почему кровавая бойня 7 октября так схожа с падением Иерусалима, объясняет в день национального траура наш корреспондент.

Вот уже много лет накануне 9 ава – годовщины самой большой нашей национальной трагедии – меня непрестанно мучил вопрос, как такое вообще стало возможным? И чем больше я знакомился с историей тех событий, тем всё менее логичным мне казалось творившееся тогда в Иерусалиме: грызня между тремя лидерами восстания, вооруженные столкновения между их сторонниками, злонамеренный поджог складов с продовольствием и дровами. Возникало впечатление, что евреи, сражавшиеся с римлянами с беспримерным мужеством и героизмом, а также немалой военной смекалкой, в то же время делали всё возможное, чтобы потерпеть поражение.

Этот абсурд было очень сложно принять, а потому я предпочитал искать другие, более рациональные объяснения случившемуся. К примеру, объяснял всё невозможностью как таковой маленькой Иудеи противостоять всей мощи отлаженной военной машине Рима. А то приписывал всё неблагоприятному для евреев стечению обстоятельств, за которыми легко угадывался страшный приговор Небесного суда. И уж точно никогда не думал, что доживу до того дня, когда воочию увижу: у евреев такое, увы, возможно – и грызня лидеров во время войны за само наше право на существование, и стычки их приверженцев на улицах. Хорошо, что до поджога складов пока не дошло.

Всё это происходит сегодня на улицах израильских городов. Происходит в то самое время, когда наши бойцы гибнут в Газе, демонстрируя выдающиеся примеры воинской доблести. И кажется, что единство нации, которое наблюдалось в первые после 7 октября дни и объявлялось залогом победы, развеялось, как сон, как утренний туман. И о нём напоминают разве что изрядно обветшавшие плакаты с призывом «Вместе победим!».

И сейчас у меня нет иного объяснения всему происходившему что тогда, что сейчас, кроме того, что дают наши мудрецы – «беспричинная ненависть между евреями». Уж не знаю, можно ли называть ненависть, разделившую народ на непримиримые лагеря, «беспричинной» – об этом, наверное, можно и поспорить. Но бесспорно, что накал этой ненависти ослепляет, начисто лишая славящихся своим умом и сообразительностью евреев способности логично мыслить, толкает их на самые абсурдные умозаключения и побуждает действовать во вред Израилю, а значит, и самим себе – лишь бы досадить политическим оппонентам!

Пусть горят склады с продовольствием, пусть на улицах осажденного города царит анархия, пусть враг потирает руки, наблюдая, как мы ослабляем сами себя – лишь бы это било по политическим оппонентам. И как тут не поверить Иосифу Флавию, утверждавшему, что римский полководец и будущий император Веспасиан намеренно затягивал штурм Иерусалима, дожидаясь, пока евреи за его стенами сами перебьют друг друга?!

Безусловно, этот механизм самоуничтожения был запущен не сегодня и даже не вчера. Еврейское восприятие истории строится на том, что вся она прошита единой нитью, и каждое событие, стежок со стежком, связано с предыдущими, даже если эта связь не всегда очевидна. К примеру, 17 тамуза по еврейскому календарю свершился грех золотого тельца. И в тот же день спустя полторы тысячи лет римляне пробили брешь в стене и ворвались в Иерусалим. А 9 ава вернувшиеся из Земли обетованной разведчики принялись отговаривать евреев от её завоевания – и именно на этот день выпали все самые страшные события еврейской истории, включая падения Первого и Второго храмов. У всех этих событий есть внутренняя связь: они происходили в моменты, когда народ Израиля находился в глубоком экзистенциальном кризисе, утрачивал веру в своих лидеров и в обозначенные прежде общенациональные цели.

Но разве не то же самое происходит и сегодня?! Разве нападение 7 октября и всё, что за ним последовало, не стало закономерным следствием того, что этому предшествовало? И корень у них всё тот же – глубокий духовный кризис, толкающий часть нации на безумные требования к растерявшимся властям: построить им очередного золотого тельца. Или же заставляющий их воевать друг с другом в осажденном городе, своими руками подрывая возможность победы.

Еврейские мудрецы считали, что придёт время – и 9 ава станет величайшим праздником и днем победы Израиля над всеми его врагами. Днём окончательного избавления. Именно потому месяц ав принято называть «менахем ав», то есть «ав-утешитель». Но прежде чем это произойдет, нам нужно преодолеть кризис. А для этого надо заглянуть в зеркало истории и увидеть там не только самих себя, но и царя Цадкиягу, полководца Шимона бар Гиору, военачальника Йоханана Гисхальского и всех остальных деятелей прошлого, бывших одновременно героями и антигероями, болевших за страну, но в то же самое время накликивающих на них беду в угоду своим личным политическим амбициям. Мы – это они, а они – это мы, и чем раньше это будет понято, тем будет лучше для всех евреев – и в Израиле, и в странах диаспоры.

Очень хочется верить, что наступающий день 9 ава станет днем духовного очищения и примирения. Весь опыт прошлого показывает, что без этого нам просто не победить. И тот же опыт доказывает: если мы объединимся, то станем поистине непобедимы.

{* *}