Top.Mail.Ru

Мы за рекой не постоим

23.08.2024

Как Израиль громил врагов во всех войнах и кому обязан своими победами, рассказывает наш исторический корреспондент.

Недавно вспомнился старый, услышанный в далёком детстве и не совсем кошерный анекдот. Идут трое мужиков по деревне, навстречу им бабка.
– Ребята, – говорит она, – не поможете забить кабанчика? А я уж вас за это отблагодарю!
Направились мужики к сараю, где находился кабанчик, и вскоре оттуда послышались крики, дикий поросячий визг, шум борьбы. Через некоторое время выходят мужики из сарая.
– Ну что, – спрашивает бабка, – забили?
– Забить не забили, но зато так вломили, что он на всю жизнь запомнит!

Как известно, в эти дни Израиль продолжает ожесточенно сражаться сразу на нескольких фронтах. И внутри израильского общества развернулась бурная дискуссия, а возможна ли вообще полная победа в этой войне? Ряд бывших и действующих генералов, а также многие политики и даже бывшие премьер-министры – Эхуд Барак и Эхуд Ольмерт – убеждены, что в сложившейся ситуации на полную победу рассчитывать не приходится. И поэтому надо, дескать, договариваться с террористами. Если уж не о мире, то хотя бы о перемирии – чтобы они нас несколько лет не трогали.

Однако другая часть израильского общества убеждена, что полная победа – вплоть до окончательной капитуляции врага – не только возможна, но и как никогда близка: надо лишь верить в неё и воевать.

Признаюсь, я и сам призадумался в какой-то момент, кто же прав в этом споре. Но открыв читаемый в эту субботу во всех синагогах мира отрывок «Экев» из Пятикнижия Моисеева, в самом же его начале нашел ответ на свои сомнения: «Не бойся их и помни, что сотворил Всевышний с фараоном и всем Египтом. Помни те великие события, которые видели глаза твои: знамения и чудеса, руку мощную и длань простёртую, коими вывел тебя Всевышний из Египта. То же сотворит Он со всеми народами, которых боишься ты».

Итак, нам обещана Свыше гарантированная победа над всеми врагами, даже если они, подобно египтянам, куда многочисленнее евреев. Но гарантия эта отнюдь не автоматическая – есть условия, при которых она выполняется: следует помнить свою историю, чувствовать неразрывную связь с ней и осознавать, благодаря союзу с Кем стали возможны все наши прошлые победы.

За примерами, подтверждающими эту истину, кстати, не нужно ходить во времена фараонов или вспоминать славные дни правления царя Давида. Достаточно обернуть взор на новейшую историю Израиля: и в Войну за независимость, и в Шестидневную войну, и в Войну Судного дня враги молодого еврейского государства были абсолютно убеждены в своей победе – и каждый раз терпели сокрушительное поражение. При этом их уверенность отнюдь не была беспочвенной: на их стороне было огромное численное превосходство, они были куда лучше вооружены и полны решимости стереть нас с лица Земли. И потому иначе чем чудом, прямым вмешательством Свыше эти израильские победы объяснить невозможно.

Это, кстати, признавали и такие маститые атеисты, как основатель еврейского государства Давид Бен-Гурион и еврейская «железная леди» Голда Меир. Это признают и выдающиеся мировые военные специалисты, не раз заявлявшие, что на примерах арабо-израильских войн ничему научиться невозможно, так как все их сражения находятся вне логики любых известных теорий ведения войн. И остается лишь вспоминать слова той же Голды Меир: «В Израиле никто не полагается на чудо, но все принимают его в расчёт».

Впрочем, если вдуматься, вне всякой логики находится даже сам факт ежедневного существования Государства Израиль. Окруженное со всех сторон врагами, не имеющее в достаточном количестве топливно-энергетических и других полезных ископаемых, оно за смехотворно малый с исторической точки зрения период смогло прийти к процветанию и сегодня по уровню жизни опережает половину стран Европы.

И даже нынешняя война, погубившая значительную часть урожая этого года, высасывающая огромные трудовые и денежные ресурсы из экономики, всё равно и близко не привела к предвещаемому многими «неизбежному экономическому коллапсу». Но ведь и это, если вчитаться в строки той же главы «Экев», нам было обещано: «И приведёт тебя Всевышний в землю благодатную, полную водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах. В землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, смоковниц и гранатовых деревьев. В землю масличных деревьев и мёда – в страну, в которой будешь ты есть хлеб свой, и не будет у тебя ни в чём недостатка».

Правда, за этим обещанием тут же снова следует условие: «Берегись, чтобы не забыл ты Всевышнего своего и не уклонялся от Его заповедей, законов и установлений. А то насытишься ты, построишь хорошие дома и поселишься в них… и всего будет у тебя в изобилии – и тогда возгордишься ты и забудешь Всевышнего своего, который вывел тебя из земли Египетской, и скажешь ты в сердце своём: “Крепость моей руки добыла мне это богатство”».

Лично мне очевидно, что многие современные проблемы и беды Израиля связаны с тем, что мы слишком «возгордились» и стали приписывать все наши успехи и победы собственным уму, силе и удачливости, начисто позабыв про помощь Свыше. А это, согласитесь, отдает неблагодарностью, которая не приветствуется даже во взаимоотношениях с людьми, а тем более в отношениях с Небесами.

Любопытно наблюдать, как люди, отрицавшие сначала Б-га, теперь восклицают: «Почему жестокий Б-г допустил случившееся 7 октября?» Хотя может статься, это не Он – жестокий, а мы столь неблагодарны, что больше не находим нужным ни за что даже сказать «спасибо». И раз вы уверены, что прекрасно справляетесь со всем сами, без помощи Свыше – так и справляйтесь сами и дальше. Но дальше выясняется, что без Него как-то не получается.

Приписывая заслугу во всех успехах и победах исключительно самим себе, мы неминуемо всё дальше и дальше отходим от всех тех ценностей, на которых испокон веков строилась жизнь еврейского сообщества. Ну а вместе с этим – и от памяти о прошлом, о наших корнях. А без корней, как известно, не может существовать не только дерево, но и любая нация. И библейская глава «Экев» призвана нам напомнить, что мы в силах разгромить всех наших врагов – вне зависимости от их численности и военной мощи, – но лишь при условии, что будем следовать своему, заповеданному нам пути.

Но нельзя в завершение не отметить, что в главе «Экев» содержится также отрывок, ставший частью главной еврейской молитвы «Слушай, Израиль!». Начинается он со слов: «Если послушайтесь повелений Моих», а завершается строками: «Дабы продлились дни ваши и сыновей ваших в стране, которую Всевышний поклялся дать отцам вашим – как дни Небес над Землей».

Произнося эти слова каждый день, я вновь и вновь остро чувствую, что от моей личной верности зависит не только моё собственное благополучие, но и благополучие моих детей и – шире – благополучие всех последующих поколений еврейского народа. А это, согласитесь, налагает на каждого из нас особую ответственность. И эту ответственность мы должны передать нашим детям – ради наших внуков, чтобы уже они остались евреями и продлились дни их в завещанной нам стране.

{* *}