Top.Mail.Ru

По своей методе

30.08.2024

Виновны ли жители сектора Газа в преступлениях террористов и кто лишает Израиль права на отмщение, разбирался наш корреспондент.

Бывают в жизни вроде бы пустяковые моменты, но которые надолго западают в память. Лет двадцать назад мне довелось присутствовать на уроке Торы, посвященном «отвергнутым городам». До сих пор помню, как меня резануло содержащееся в Пятикнижии предписание уничтожить эти «отвергнутые города».

«Если ты услышишь, что в одном из городов, которые Всевышний дал тебе для жизни, выступили негодные люди из твоей среды и совратили жителей, говоря: “Пойдём служить иным богам”, то ты выясни, расследуй и расспроси хорошенько. И если вправду совершена такая мерзость, то перебей жителей этого города и уничтожь острием меча своего всё, что в нём, включая скот. И пусть навеки будет грудой развалин и не отстроится заново», – гласит библейский текст.

Я жил тогда в Тель-Авиве – в городе, некоторые жители которого, казалось, и вправду отчасти задались целью бросить вызов самим Небесам, нередко демонстративно вытворяя совершенно уж языческие мерзости. И что же? Разве и он должен быть разрушен, а все до единого его жители, включая меня и мою семью, уничтожены?

Проводивший урок раввин тогда объяснил, что толковавшие этот отрывок мудрецы пришли к выводу, что в реальной жизни применить подобное почти невозможно. Для этого в идолопоклонство должно впасть большинство жителей города. И этот факт должен быть доказан. Для этого, как разъясняют мудрецы в Талмуде, в город должна быть направлена специальная комиссия, состоящая из выдающихся знатоков Торы, которая обязана «выяснить, расследовать и расспросить» всех жителей города – подчёркиваю, всех до единого, – дабы подтвердить или опровергнуть справедливость такого обвинения.

Ну, а если подобного масштаба разбирательство действительно удастся осуществить и обвинение и вправду будет доказано, то жителям надо предложить раскаяться. И если они даже в этом случае станут упорствовать в своих грехах, то лишь тогда уничтожить. «Если суммировать все эти условия, то получается, что реализовать данный закон практически невозможно», – констатировал тогда на лекции раввин. Таким образом, появился этот закон, скорее всего, просто для устрашения. Как, кстати, и известный, но также неприменяемый «закон о буйном сыне», которого следует закидать камнями, поскольку он «обжора и пьяница» и не слушается маму с папой.

В эту субботу во всех синагогах мира будут читать библейскую главу «Реэ», включающую в себя как раз этот отрывок об «отвергнутых городах». И этот отрывок обеспокоил не только меня, но и тревожил сердца и умы многих выдающихся раввинов и комментаторов Пятикнижия на протяжении многих поколений. Причем не только в том конкретном контексте, о котором идёт речь в главе «Реэ», но и в более широком. Ведь если задуматься, в нём ставится один из самых злободневных, не имеющих временных рамок вопросов человеческого бытия: о правомерности коллективного наказания. Да и наличия вообще «коллективной вины».

Как известно, в отношении немцев возникло понятие «коллективной вины» за содеянное германским народом в годы Второй мировой войны. В истории той войны можно найти и немало ярких примеров «коллективного наказания» за эту вину. К примеру, бомбардировка союзниками Дрездена. Можно вспомнить и про бомбардировку Хиросимы и Нагасаки как акт коллективного наказания японского народа.

Да и в новейшей истории таких примеров немало. Сегодня вот Израиль, да и весь еврейский народ обвиняют в коллективном наказании жителей сектора Газа. И в качестве доказательства нашей бесчеловечности обвинители из Гааги приводят высказывания израильских министров и депутатов. И надо признать, что призывы «стереть Газу с лица земли» или «сбросить на Газу атомную бомбу» в первые дни после 7 октября действительно прозвучали. На днях прокуратура Израиля даже вознамерилась открыть уголовные дела против тех, кто позволил себе подобные высказывания. Однако здравый смысл, похоже, всё-таки возобладал, и до израильских прокуроров всё же дошло, что нельзя судить людей за сказанные в состоянии аффекта слова. А в этом состоянии после 7 октября, когда за один день было изуверски убито и замучено полторы тысячи человек, а счёт раненых, искалеченных, изнасилованных и лишившихся крова шёл на многие тысячи, находился тогда весь народ Израиля.

И суровая правда жизни заключается в том, что в этих зверствах участвовали не только террористы из группировки ХАМАС, но и многие «мирные» жители сектора Газа, включая женщин и подростков. А проведенные в секторе опросы показали, что 80% его населения поддерживают свершившиеся зверства. И если и жалеют, то только о том, что евреев было убито «слишком мало».

Так что в данном случае вполне корректно говорить о коллективной вине. И Израиль в самом деле мог бы при желании стереть сектор Газа с лица земли и превратить его в груду мертвых камней всего за несколько минут. О примерах такого коллективного отмщения, на которое отважились, казалось бы, демократические страны, мы писали выше. А Израиль мог – но не пошёл на это.

Поэтому угрозы и призывы к массовому уничтожению жителей сектора так и остались словами – как и закон об «отвергнутом городе». На практике же израильская армия ведёт войну столь гуманными методами, каких до сих пор не знала история. Сложно в это поверить, но Израиль даже заранее предупреждает о наносимых по террористам ударах, чтобы находящиеся поблизости «мирные жители» успели эвакуироваться.

Достаточно вспомнить, как накануне входа израильской армии в Рафах весь мир истошно кричал, что это приведет к убийству сотен тысяч «мирных жителей». И так оно действительно и было, если б войну в Газе вела любая другая армия мира. Но в итоге в Рафахе было ликвидировано всего несколько тысяч террористов – и практически все были в тот момент с оружием в руках.

И когда нам ставят в вину, что за десять месяцев войны в Газе убито сорок тысяч из двухмиллионного населения, то мне становится одновременно и грустно, и смешно. Воюй мы так же, как и другие армии, то число жертв было бы на целый порядок больше. Не говоря уж о том, что озвучиваемое всюду число жертв в размере 40 тысяч появилось впервые из сообщений террористической группировки ХАМАС, которая, понятное дело, заинтересована в его раздувании. И ложь про «геноцид» в секторе Газа легко разоблачается, но она повторяется вновь и вновь, так как слишком много людей в мире, как и 85 лет назад, решило встать на сторону монстров в человеческом облике, считая, что убийства евреев – это нормально.

{* *}