Top.Mail.Ru

Неча на небо пенять

20.09.2024

Читаемую на этой неделе во всех синагогах мира библейскую главу «Ки Таво» в последний век иногда называют «пушечной главой». И немногие сегодня помнят: раввины в начале XX века так её назвали потому, что именно она читалась в 1914 году в день Галицийской битвы – одного из самых крупных сражений Первой мировой войны.

И в тот же по еврейскому календарю день – 17 элуля – началась в 1939 году Вторая мировая война, принесшая величайшее бедствие еврейскому народу. И в тексте главы «Ки Таво» можно увидеть немало намеков на это бедствие.

После войны, когда стали понятны масштабы содеянного нацистами, множество евреев ставили вопрос ребром: «Где был Б-г во время Холокоста?» Точно так же сейчас многие в Израиле вопрошают: «Где был Б-г 7 октября?»

80 лет назад великий еврейский писатель Исаак Башевис-Зингер откликнулся на подобные вопросы рассказом «Глазок в двери». Герой этой новеллы как раз задавался вопросом про Холокост: как Творец мог допустить такой ужас по отношению к Своему народу? И в то же время герой вспоминал, как в годы своей жизни в Польше он собирался жениться на девушке Еве, которую считал образцом всех добродетелей. При этом сам гулял напропалую со многими другими девушками. И вот однажды он увидел, как его невеста Ева сама целуется с другим парнем – местным дворником. И это стало самым большим потрясением в его жизни. В ответ на эту исповедь своего героя Зингер задаётся вопросом: на каком основании ты требуешь верности, если сам изменял со всеми, кто тебе только подворачивался? И приходит к формуле, что верность может быть только обоюдной. И к формуле: «Без веры нет верности».

Еврейские читатели середины XX века ещё не так далеко ушли от собственных корней, чтобы не понять: это и есть ответ Зингера на мучивший их вопрос – ведь Завет евреев с Творцом пророки не раз уподобляли брачному союзу. И по Зингеру, прежде чем спрашивать с Б-га за неисполнение Завета, неплохо было бы спросить с себя, насколько мы сами были этому Завету верны.

Впрочем, неблагодарность по отношению к Творцу была одним из главных грехов еврейского народа во все времена. Возможно, именно поэтому глава «Ки Таво» начинается с напоминания о необходимости каждому еврею, начавшему сбор урожая, принести его первые плоды в Храм – дабы на деле показать: он понимает, Кому обязан за этот урожай.

В сущности, окончательное закрепление Завета, ранее заключенного с праотцами, а затем и со всем народом у горы Синай, и составляет суть этой главы. При этом четко оговаривается награда за следование Завету, включающая в себя среди прочего и победу над врагами. «И увидят все народы Земли, что имя божье наречено на тебе, и убоятся тебя. И пошлёт тебе Творец изобилие во всех благах: в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего и в плоде твоей земли, которую клялся Всевышний отцам твоим отдать в наследие тебе», – гласит текст Пятикнижия.

И вроде бы мы видим, как все эти благословения реализовались наяву, прямо на наших глазах. Но когда читаешь о тех проклятиях, которые могут обрушиться на евреев, если они пренебрегут Заветом, то в памяти невольно возникают жуткие картины 7 октября: «И предаст тебя Г-сподь на поражение врагам твоим. И будет твой труп пищей всем птицам небесным и животным земли. Сыновья твои и дочери будут отданы народу другому, и глаза твои будут смотреть в мучительном ожидании целыми днями, но не будет силы в руке твоей их вернуть, ибо не слушал ты голоса Всевышнего своего».

Всё это нам, к несчастью, тоже довелось увидеть своими глазами. Останки евреев, убитых нелюдями из ХАМАСа, лежали в разоренных кибуцах больше недели, прежде чем их удалось собрать. Некоторые тела находили и спустя месяц, иные – спустя несколько месяцев. И всё это время они были «пищей всем птицам небесным и животным земли». А наши дочери и сыновья до сих пор находятся в плену у этих выродков, и «глаза наши смотрят в мучительном ожидании» вот уже столько дней, и нет у нас сил вернуть их прямо сейчас из плена. Всё как напророчил библейский текст!

Небеса частенько являют нам знамения, но их характер, какими они будут – зависит исключительно от нас. И когда мы верны своим идеалам, то тот же сектор Газа способны отбить у куда более сильного Египта всего за несколько часов, как это было в 1967 году. Ну, а если нет – мы получаем 7 октября и всё последующее.

Лучшие военные аналитики не только в Израиле, но и во всем мире будут продолжать ломать голову, как такой провал вообще стал возможен. Многочисленные комиссии будут вновь и вновь это расследовать – и, уверен, не находить рационального ответа! Но и вопрос: «Где был Б-г 7 октября?», если следовать Зингеру, ответа тоже не имеет. Лучше просто оглянуться – на всё творившееся в Израиле в последние годы – и спросить себя: «А где были мы сами?»

Постигшие нас в последнее время бедствия, в том числе и нынешний всплеск оголтелого антисемитизма по всему миру – прямое следствие того, что мы перестали соответствовать возложенной на нас миссии. Решили, что вполне проживем сами, своими силами, без старорежимного Б-га. И народы мира тут же перестали чувствовать, что «имя Г-сподне наречено на нас». Так чего мы удивляемся столь резкому изменению их отношения к евреям и еврейскому государству?!

Библейский отрывок «Ки Таво» всегда читается в предпоследнюю неделю перед праздником Рош а-Шана, в который на Небесах определяется как наша судьба, так и судьба всех народов мира на следующий год. Какое будущее мы заслужили – такое и получим. Оглядываясь на год назад, вспоминая, что происходило тогда в Израиле, я с горечью понимаю, что всё случившееся с нами в этом году было не случайно. Творец в какой-то момент включил на всю мощность то, что наши мудрецы называли «мерой суда». В то же время мне хочется верить, что в уходящем году и наши солдаты, и подавляющее большинство народа продемонстрировало такую верность Его заветам, что в следующем году Он всенепременно включит «меру милосердия».

«Видели вы всё, что сделал Г-сподь перед глазами вашими. Но не дал вам Г-сподь сердца уразуметь, и очей, чтобы узреть, и ушей, чтобы услышать», – говорит в финале этой главы еврейскому народу Моисей. Всевышний и в самом деле не собирается дать нам что-то уразуметь – это как раз то, что должны сделать мы сами.

{* *}